
В начале Второй Мировой пилотов бомбардировщиков называли «смертниками» — их самолеты были слишком уязвимыми, и при встрече с истребителем у них почти не было шансов.
С этой проблемой столкнулись все воющие стороны, в том числе и американские ВВС. И в какой-то момент командование решило изучить, какие части самолета получают больше всего повреждений, чтобы укрепить именно эти части.
Военные стали фиксировать любую пробоину — как оказалось, у вернувшихся самолетов чаще всего были поражены крылья, стабилизаторы и фюзеляж, а меньше всего повреждений приходилось на двигатели и кабину пилота.
После этого они укрепили самые повреждаемые места, но живучесть боевых машин ни капли не увеличилась. Поломав немного голову, военные решили обратиться к команде математиков во главе с Абрахамом Вальдом.
Тот сразу же понял, в чем была ошибка — если самолет вернулся с такими повреждениями, то они не являются критическими. А значит укреплять нужно те части, которые остались целыми! И эта задумка сработала — после укрепления кабины и двигателей самолеты стали гораздо живучее.
Уже после окончания войны инженеры изучили сбитые самолеты — у них были повреждены именно те места, о которых говорили Абрахам Вальд. В итоге машина просто не возвращалась на базу — пилот либо погибал от пуль, либо у него заклинивало двигатель.
Военные столкнулись с ошибкой выжившего — всю информацию они собирались с «живых», не обладая при этом данными о сбитых самолетах.
То же самое мы видим и в сфере финансов, когда люди зачитываются биографиями миллиардеров и пытаются повторить их опыт. Но это мало кому удается, потому что победители не могут поделиться с нами формулой их успеха.
Вот что писал об этом психолог Даниэль Канеман:
«Идиотское решение, которое приводит к благоприятным последствиям, при дальнейшей оценке кажется нам блестящим. Прежде, чем попытаться повторить чей-то успех, следует проследить его путь с самого начала и спросить себя, можно ли было заранее предсказать последствия принятых им решений.
Чаще всего эти будущие победители действовали вслепую в окружении полного хаоса. Если собрать всех успешных людей и посмотреть, что их всех объединяет, единственно правильным ответом будет удача».
Зачитываясь историями успеха, мы становимся похожими на тех военных, что изучали только вернувшиеся самолеты. При этом наш взгляд на мир становится неполным, ведь мы вычеркиваем из него сотни тысяч неудачников, которые многому могли бы нас научить.
Именно люди, потерпевшие болезненное поражение, становятся источником наиболее ценной информации. Вместо мотивирующих цитат они могли бы написать, чего следует опасаться… но таких книг мы не увидим, ведь о провалах никто не пишет.
Все это заражает наш мозг ошибкой выжившего — нам начинает казаться, что добиться успеха намного проще, чем это есть на самом деле. Стоит лишь выполнить «десять простых шагов» — ранний подъем, позитивное мышление и отказ от латтэ — и миллионы практически у нас в кармане.
Но формула успеха гораздо сложнее — она состоит из целого ряда неудач, от которых еще нужно оправиться. Так что кладбище неудачников полезнее, чем сборник успешных историй :)
*****
Приглашаю вас в свой канал Финансовый Механизм — там вы найдете статьи по инвестициям, психологии денег и финансам :)
Из Википедии:
немецкое название способа установки пушечного вооружения на ночных истребителях во время Второй мировой войны (применялся на самолётах Люфтваффе с июня 1943 года). Такая установка пушек обеспечивала ведение стрельбы под значительным углом вверх-вперёд к направлению движения самолёта, что позволяло эффективно атаковать бомбардировщик противника при полёте под ним в «мёртвой», непросматриваемой с бомбардировщика, зоне[1].
Дословный перевод немецкого слова «schräg» означает «косой», «вкось», «наискось»[1][2]. Однако словосочетание «Schräge Musik» означает именно «Неправильная музыка»[1]. Дело в том, что в Третьем рейхе джаз, как «музыка негров и евреев», считался декадентским и был запрещён. В народе же джаз прозвали «Schräge Musik» — неправильная, неортодоксальная, инакомыслящая музыка. Это название было перенесено и на пушки, установленные необычным, неправильным способом[1].
любите и цените ошибки
особенно свои личные
чужие ошибки это как чужие дети
это точно не ваше счастье