Виталий TRADER Сергиенко
Виталий TRADER Сергиенко личный блог
15 июня 2013, 22:42

Психология толпы. Отрывок из книги А. Элдера "Как играть и выигрывать на бирже"

Психология толпы. Отрывок из книги А. Элдера "Как играть и выигрывать на бирже"
А. Элдер

Забытые основы. Объем. Глава 5.1 «Как играть и выигрывать на бирже»
Объем отражает уровень активности игроков и инвесторов. Каждый элемент объема отражает действия двух человек: один игрок продает акцию, а другой покупает ее, либо один продает контракт, а другой покупает его. Объем за день равен количеству акций или контрактов, проданных за данный день.

Объем обычно изображают в виде гистограммы — ряда столбиков, высота которых отражает ежедневные объемы. Обычно его рисуют ниже цен. Изменения объема показывают реакцию «быков» и «медведей» на колебания цен. По изменениям объема можно догадаться, что более вероятно: изменение или сохранение тренда.

Некоторые игроки игнорируют объем. Они считают, что в ценах и так отражается вся возможная информация о рынке. Они говорят: «Вы платите согласно цене, а не объему». Профессионалы, однако, понимают, что анализ объема может помочь им понять рынок лучше и играть успешнее.

Существует три разных единицы измерения объема:
Фактическое количество проданных акций или контрактов. Например, объем Нью-Йоркской фондовой биржи указывается этим способом. Это наиболее объективная единица измерения объема.
Число заключенных сделок. Например, именно так Лондонская фондовая биржа определяет объем. Этот метод менее объективен, поскольку не различает сделку на 100 акций и сделку на 5000 акций.
Тиковый объем. Тиковый объем равен суммарному суммарному числу случаев изменения цен за данный промежуток времени, например, за 10 минут или за час. Он называется тиковым, потому что в большинстве случаев цена меняется каждый раз на один тик. Большинство бирж фьючерсов в США не сообщают объем за меньшие сроки, чем за один день, и игроки в течение дня пользуются тиковым объемом как оценкой.

Объем отражает активность продавцов и покупателей. Если вы сравните объемы двух рынков, то узнаете, который из них более активный и более ликвидный. Вы будете меньше страдать от ликвидных рынков, чем от мелких рынков с малым объемом.

Чтобы интерпретировать данные об объеме, вы должны сопоставить их с изменением цен: 


—    Рост объема во время подъема предвещает еще более высокие цены. Покупайте. 
—    Цены прыгнули при объеме более, чем в два раза превышающий средний. Это знак того, что тренд может измениться. Ужесточите остановки по открытым позициям. 
-    Цены также высоки, как и в предыдущий раз, но объем значительно меньше. Это дивергенция «медведей» указывает на вершину. Продавайте и начинайте играть на понижение. 
—    Цены рухнули при паническом объеме. Такие климактерические минимальные значения обычно достигаются еще раз. Ужесточите остановки по открытым позициям. 
Психология толпы

Объем отражает степень финансовой и эмоциональной вовлеченности участников рынка, а значит и испытываемую ими боль. Сделка начинается с финансового вовлечения двух лиц. Решение продать или купить может быть принято рационально, но у большинства людей продажа или покупка вызывает эмоциональную вовлеченность. Продавцы и покупатели стремятся оказаться правыми. Они молятся, носят талисманы счастья и обращаются к рынку с просьбами. Объем отражает степень эмоциональной вовлеченности игроков.

Каждое изменение цен отнимает деньги у проигравших и передает их победителям. Когда цены растут, покупатели получают прибыль, а продавцы ее теряют. Победители довольны и радостны, а проигравшие сердиты и подавлены. Куда бы ни двинулись цены, половине игроков будет больно. Когда цены растут, «медведям» больно, а когда падают — страдают «быки». Чем выше объем, тем больше боли на рынке.

Игроки реагируют на потери так же, как лягушки на горячую воду. Если вы бросите лягушку в кипяток, то от неожиданной боли она тут же выпрыгнет, а если вы поместите ее в холодную воду и будете подогревать постепенно, то сможете сварить ее живьем. Если резкий бросок цен ударяет по игрокам, они вздрагивают от боли и ликвидируют проигрывающую позицию. Многие неудачники могут быть очень терпеливы, если их потери растут постепенно.

Кто покупает у игрока, стремящегося закрыть убыточную позицию на покупку? Это может быть игрок, который хочет закрыть свою позицию уже с прибылью Это может быть спекулянт, который хочет войти в игру, поскольку цены слишком занижены; это может быть игрок, пытающийся сыграть на отскоке от дна и он действительно берет минимальную цену или же пополняет ряды неудачников.

Кто продает игроку, стремящемуся закрыть свою убыточную позицию на продажу? Это может быть удачливый инвестор, который хочет получить прибыль уже сейчас. Это может быть игрок пытающийся поймать максимум цен, поскольку, по его мнению, цены слишком завышены. Он берет позицию проигравшего, пытается вернуть свое и только будущее покажет, прав он или нет.

Когда продавшие сдаются в середине подъема цен, они покупают, чтобы закрыть позицию, и толкают цены еще выше. Это вовлекает еще больше продававших и подъем питает сам себя. Когда проигрывающие сдаются во время спада, они продают и толкают цены дальше вниз. Падающие цены привлекают еще больше ранее державших позицию и спад питает сам себя. Сдающиеся неудачники подталкивают тренд. Если тренд движется при постоянном объеме, то у него хорошие шансы на продолжение. Постоянный объем показывает, что новые неудачники заменяют ушедших с рынка. Тренду нужны свежие неудачники, как строителям пирамид были нужны свежие рабы.

Падение объема показывает, что поток неудачников иссякает и тренд готов к развороту. Это происходит после того, как большинство неудачников поймет, как они ошибались. Старые неудачники продолжают уходить, а новых уже не так много. Падение объема показывает, что тренд готов к развороту.

Всплеск особо большого объема также дает сигнал о близости конца тренда. Это говорит о том, что массы игроков опустошаются. Возможно, вы вспомните, как держали проигрывающую позицию дольше, чем следовало бы и когда боль стала нестерпимой, избавились от нее, а рынок немедленно развернулся и двинулся в вашем направлении, но уже без вас! Это происходит раз за разом потому, что большинство новичков реагирует на стресс одинаково и сдается одновременно. Профессионалы не выжидают, если рынок их бьет. Они быстро закрывают проигрывающие позиции и играют в противоположном направлении или ждут на обочине случая вновь войти в игру.

Объем обычно невелик в коридоре цен, поскольку в них мало боли. Люди чувствуют себя в безопасности при малых колебаниях цен. Им кажется, что рынок без тренда продлится вечно. Прорыв обычно сопровождается эффектным ростом объема, поскольку неудачники бегут к выходу. Прорыв при малом объеме отражает слабую эмоциональную реакцию на новый тренд. Это говорит о вероятном возврате цен в пределы коридора.

Рост объема во время падения цен говорит о том, что в процесс вовлекаются больше покупателей и ранее открывших позицию на продажу. Покупатели готовы покупать даже тогда, когда нужно платить больше, и продающие с радостью им продают. Рост объема показывает, что уходящие неудачники полностью заменяются новым урожаем неудачников.

Когда во время подъема цена объем падает, это говорит о том, что «быки» теряют энтузиазм, и что меньше «медведей» ищут спасения. Умные «медведи» давно в стороне, а за ними ушил слабые «медведи», не перенесшие боли. Падение объема показывает, что топливо у подъема кончается и тренд готов изменить направление.

Когда объем уменьшается при падении цен, это значит, что «медведи» менее возбуждены и меньше «быков» несется к выходу. Умные «быки» продали давно, а слабые заканчиваются. Падение объема показывает, что оставшиеся «быки» лучше переносят боль. Возможно, что их карманы глубже или они купили позже во время спада, или и то, и другое. Падающий объем показывает область, в которой нисходящий тренд готов пойти вверх.

Эти рассуждения справедливы и на малом, и на большом временном масштабе. В качестве эмпирического правила можно считать, что если сегодня объем больше, чем вчера, то сегодняшний тренд имеет хорошие шансы продолжиться.

Правила игры

Термины «большой объем» и «низкий объем» относительны. То, что низко для IBM, высоко для Apple Computer, а то, что низко для золота, высоко для платины и так далее. Эмпирически, «большой объем» на данном рынке должен быть по крайней мере на 25 % выше среднего за последние 2 недели, а «низкий объем» по меньшей мере на 25 % ниже среднего.
Большой объем подтверждает тренд. Если цены достигают пика и объем тоже достигает нового максимума, то вероятно, что цены, вновь достигнут пикового значения или превзойдут его.
Если рынок опускается в новый минимум, а объем дает новый максимум, то вероятно, что этот минимум будет опять достигнут или превзойден. На «климактерическом дне» цены во второй раз почти всегда оказываются при малом объеме, что дает отличную возможность для покупки.
Если объем падает при продолжении тренда, то такой тренд созрел для поворота назад. Когда рынок поднимается к новому пику, а объем меньше, чем в предыдущем пике, ищите возможность продавать. Этот метод не очень хорошо работает на минимумах, поскольку спад может долго тянуться при малых объемах. На Wall Street говорят: «Нужно покупать, чтобы поднять акции вверх, а вниз они могут падать от собственной тяжести».
Следите за объемом во время отката в ходе тренда. Когда восходящий тренд прерывается спадом, объем часто подскакивает из-за лихорадочного снятия прибыли. Если откат продолжается, а объем уменьшается, значит «быки» больше не активны, или что ажиотажные продажи кончились. Когда объем сокращается, это показывает на то, что откат заканчивается и восходящий тренд готов продолжиться. Это хороший момент для покупки. Крупные нисходящие тренды часто прерываются подъемом цен при высоком объеме. Когда слабые «медведи» вымываются с рынка, объем падает и подается сигнал к продаже.
21 Комментарий
  • Николай
    15 июня 2013, 22:55
    Вода от Элдера)
  • gruffff
    15 июня 2013, 23:07
    а теперь попробуйте на этом заработать. )
  • novy
    15 июня 2013, 23:25
    вода
  • Алекс Элдер известен тем что учит, а не тем что сделал астрономическое состояние на ФР. С чего бы это?
  • Mr. Bean
    15 июня 2013, 23:34
    полная бредятина и каждый может в этом убедиться открыв график.
  • Young Specialist
    15 июня 2013, 23:40
    Элдер больше славится как теоретик, но не как великий практик. Тем более его специализация — это психология. И по большей части с алкоголиками. И на основе опыта работы с алкоголиками он пытается работать с трейдерами. вообщем почитать можно, но что то полезное для торговли накопать не возможно. Тем более на нашем рынке.
    • Young Specialist, А вот это вы зря. Я на него подписан, и кроме рекламы он иногда шлёт сигналы по своей системе. Просто конечно, но работает.
  • ololosha
    16 июня 2013, 00:22
    хрень. 2х лиц на рынке нет, но зато есть маркетмейкер)
  • Кремлебот
    16 июня 2013, 00:39
    " Рост объема во время подъема предвещает еще более высокие цены. Покупайте."

    без комментариев.
  • Koltygin
    16 июня 2013, 00:43
    мля почитаешь народ и офигеваешь, ну не кто не зарабатывает, не элдер, не герчик, не майтрейд, не резвяков все сидят на смарте и по тихой зарабатывают)))) Все знают как управлять страной бл… ть а правит только один видимо самый знающий))) пздц
    • lacostes
      16 июня 2013, 01:05
      Александр Колтыгин, Да да)))) Раньше все в СССР смеялись над ВОВОЧКОЙ, а Вовочка вырос стал президентом и теперь смеется над всеми:)))))
  • Чеширский
    16 июня 2013, 07:48
    Элдер для новичков самое то, но только той части где он касается психологии, остальное можно не читать)
  • Добрый Мальчик
    16 июня 2013, 21:26
    Элдер пишет про «живой» рынок, который был когда-то очень давно, когда ещё не было придумано хитрых программ по отъёму денег… В настоящее время живого рынка не существует ни на одной торговой площадке. Везде рынки маркетмейкера. Поэтому такие понятия как психология толпы, классическое поведение цены и объёма из учебников, и многие другие закономерности, описанные в учебниках, в настоящее время нигде не работают.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн