На фондовом рынке часто можно услышать идею, что «Ростелеком» является одной из лучших идей под снижение ключевой ставки. Действительно, бизнес компании диверсифицирован, работа ведется на растущих рынках, а большая долговая нагрузка позволит резко сократить процентные расходы в будущем.

Среди публичных компаний ближайший аналог «Ростелекома» — МТС, идею по которому я расписывал 3,5 месяца назад и спустя прошедшее время только убедился в ней еще больше.
Но что с «Ростелекомом»? Посмотрим отчет за третий квартал и девять месяцев.
III квартал:
▪️Выручка: 208 млрд. (+8,2% г/г)
▪️Операционные расходы: 172,5 млрд (+6% г/г)
▪️Операционная прибыль: 36,3 млрд (+19,5% г/г)
▪️Финансовые расходы: 30,8 млрд (+40,7% г/г)
▪️OIBDA: 80,6 млрд (+10,7% г/г)
▪️Чистая прибыль: 5,62 млрд (годом ранее — убыток в 6,7 млрд)
На убыток годичной давности смотреть не нужно. В телеком-компаниях он постоянно подтвержден ряду бумажных факторов.
9 месяцев:
▪️Выручка: 602,3 млрд (+10,3% г/г)
▪️Операционные расходы: 495,7 млрд (+9,4% г/г)
▪️Операционная прибыль: 106,6 млрд (+14,7% г/г)
▪️Финансовые расходы: 92,3 млрд (+57% г/г)
▪️OIBDA: 235,8 млрд (+6,1% г/г)
▪️Чистая прибыль: 18,5 млрд (-4,5% г/г)
Важнейший момент, на который стоит обратить внимание — «Ростелеком» в 2025 году очень эффективно работает с расходами. Несмотря на инфляцию, они растут меньшими темпами, чем даже выручка. Это способствует резкому росту рентабельности и опережающему увеличению темпов по операционной прибыли.
Погружаться в разбор бизнес-сегментов смысла сейчас нет. Я их внимательно проанализировал, но из интересного — разве что слабые темпы роста некогда главного драйвера выручки — «Цифровых сервисов». По девяти месяцам всего 12%, а по третьему кварталу — и вовсе 6%. Да, нужно дождаться результатов всего года, но на данном примере мы в очередной раз убеждаемся в наличии глубоких проблем с заказами в IT-секторе.
Вернемся к финансовым результатам. Хороший рост операционной прибыли свели на нет финансовые расходы. По девяти месяцам плюс 57%, но зато в третьем квартале — уже плюс 40%. То есть, пик, судя по всему, пройден. Квартальная динамика также это подтверждает: в третьем квартале чистые процентные расходы хоть ненамного, но упали по сравнению со вторым (28,8 млрд против 29,6 млрд.). Эффективная ставка обслуживания долга составила в третьем квартале 16,7% против 17,7% за девять месяцев.
Но это было бы слишком просто. Долговая нагрузка «Ростелекома» без аренды составляет 623 млрд рублей. Около 40% или же 250 млрд взяты под плавающую ставку. Если считать грубо, то каждое снижение «ключа» на 1% высвобождает 2,5 млрд рублей. Для сравнения — у МТС высвобождается 5 млрд.
За девять месяцев свободный денежный поток «Ростелекому» ушел в минус на 28,1 млрд рублей. И это при том, что достаточно серьезно сократили капитальный затраты (на 6,1% за девять месяцев и на 19,5% в третьем квартале). Но компания и не скрывает, что при снижении долгового давления capex восстановится к прежним объемов (до 20% от выручки). То есть, деньги пойдут не акционерам, а на различные инвестиционные проекты. В принципе, это тоже могло быть неплохо, но «Ростелеком» — госкомпания, которая решает, в первую очередь, государственные задачи. Даже если проект имеет крайне низкий IRR, в него все равно компания обязана инвестировать, занимаясь цифровой трансформацией.
Да, от снижения ключевой ставки выигрывают и МТС, и «Ростелеком». Рынок почему-то традиционно считает, что в первой компании сложное финансовое положение, а к «Ростелекому» относится умеренно-позитивно. Хотя по факту ситуация с отдачей для акционеров у МТС лучше, чем в РТК. Показывал это на цифрах в статье, приведенной в начале материала.
Поэтому под снижение ключевой ставки мой выбор — МТС.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией