Ведущий оператор кикшеринга в России — ВУШ Холдинг, представил финансовый отчет по итогам 9 месяцев 2025 года. Забегая наперед стоит сказать, что отчет получился ожидаемо слабым, но есть ли намеки на улучшение?
— Выручка: 10,7 млрд руб (-13,9% г/г)
— Операционная прибыль: 918 млн руб. (против 4,1 млрд руб. г/г)
— EBITDA: 3,7 млрд руб (-43,2% г/г)
— Чистый убыток: -1,1 млрд руб (против прибыли 2,9 млрд руб. г/г)
Телеграм канал Фундаменталка — обзоры компаний, ключевых новостей фондового рынка РФ
📉 За 9М2025 выручка кикшеринга сократилась на 13,9% г/г — до 10,7 млрд руб., что обусловлено фактором сезонности, ростом доли более коротких транспортных поездок, а также сокращением стоимости и количества поездок. В результате EBITDA показала снижение на 43,2% г/г — до 3,7 млрд руб., а чистый убыток составил -1,1 млрд руб. на фоне повышенных процентных расходов.
— общее кол-во поездок снизилось на 7% г/г.
— процентные расходы выросли на 66,6% — до 1,8 млрд руб.
— себестоимость продаж выросла на 17,9%.
— флот сервиса увеличился на 15% г/г и составил 245,3 тыс. шт.
❗️ На конец 9М2025 чистый долг ВУШ вырос до 12,6 млрд руб., при ND/EBITDA = 3,59x (против 1,22х годом ранее).
— CAPEX сократился с 3,8 до 3,2 млрд руб.
— FCF составил -1,3 млрд руб.
✅ Пара позитивных моментов в отчете ВУШ всё же найдется:
— за счёт сокращения коммерческих расходов компания восстановила маржинальность по EBITDA в 3К2025 до 49,8% (против 18,7% во 2К2025). Это также оказало поддержку EBITDA.
— бизнес в Латинской Америке продолжает расти: поездки выросли на 142%, выручка на 148%, а EBITDA-маржинальность в данном регионе существенно выше российского бизнеса.
–––––––––––––––––––––––––––
📌 О ситуации на рынке кикшеринга
На текущий момент можно констатировать, что рынок электросамокатов близок к перенасыщению. Так, в Москве высокая конкуренция и насыщенность рынка электросамокатов привела к снижению среднего чека на поездку в этом сезоне на 2%, в то же время в целом по России показатель рос на 5%. Кроме того, пользователи таких сервисов совершают все больше коротких поездок, используя самокаты как городской транспорт, а не развлечение.
С января по 15 ноября (дата закрытия сезона проката в Москве) 2025 года средний чек по аренде электросамокатов в столице снизился на 2% год к году, до 204 руб., а число чеков выросло на 7%. В то же время по РФ в целом средний чек увеличился на 5% год к году, до 160 руб., а число покупок в сегменте — на 13%.
— Средний чек в столице снизился из-за конкурентной борьбы между операторами и изменения тарифных моделей, которые стали более гибкими и ориентированными на увеличение частоты поездок, а не на стоимость одной аренды. Конкретно у ВУШ на фоне этого снизилась стоимость поездки. В 3К2025 относительно 3К2024 динамика составила -12%.
Выходом из ситуации может быть экспансия в регионы, но этот процесс осложняется административными ограничениями, а также перебоями с интернетом.
–––––––––––––––––––––––––––
Итого:
С начала года акции ВУШ потеряли практически 50%, и, похоже, в дальнейшем ситуация будет лишь усугубляться. По итогам 9М2025 компания продемонстрировала резкое и весьма болезненное ухудшение финансовых показателей. На ВУШ давят со всех сторон:
— процентные платежи, которые превышают 1,8 млрд руб.
— стабильно высокий CAPEX, что является неотъемлемой составляющей бизнес-модели.
— высокая конкуренция на рынке кикшеринга, которая привела к снижению стоимости поездки.
— опережающий рост себестоимости над выручкой.
В столь негативных условиях я бы не исключал проведение компанией допэмиссии, чтобы хоть как-то исправить ситуацию с долгами. Вариант с продажей бизнеса более крупному игроку также возможен. Другой вопрос, кто захочет покупать такую головную боль?
С другой стороны ВУШ продолжает стремительно развиваться в Латинской Америке, но пока эффект от этого мизерный. Да и конкуренция там также не дремлет.
Впереди сезонно слабый 4 квартал (в РФ), поэтому улучшений ожидать не стоит. Остаётся только пожелать компании выбраться из этого замкнутого круга.
#ВУШ #WUSH