После небольшого перерыва возвращаюсь к своему блогу с новыми темами. Немного подзабросил блог, каюсь, но впредь буду стараться не забивать. К тому же, блог для меня больше как личный дневник, куда я записываю важные сделки/события и тд в своей жизни.
Предыстория: как-то за семейным столом в Красноярске я в шутку сказал: «Давайте хоть купим участок». Всем пришлась по душе эта идея и понеслась. Итак, сегодня расскажу про то, как я покупал участок.
1. Поиск и выбор участка
Мы смотрели участки на Авито и других досках объявлений и пару раз ездили посмотреть на участки вживую, чтобы понимать реальную обстановку + пообщаться с соседями по поводу электричества, воды и других бытовых тем. Так мы выбрали участок с прекрасным видом на горы и природу. Смотрите, чтоб участок не был на водоохранной зоне и рядом стояли столбы.
Совет: ищите участки на всех досках объявлений (Авито, Домклик, Яндекс недвижимость, ЦИАН, сайты риэлторов) и всегда выезжайте на интересующие вас участки.
2. Переговоры с продавцами
Так как владельца участка мы нашли на Авито, то там и начали переписку с ним с обсуждения цен. Здесь вы можете поторговаться и сбить цену – так получилось и у нас: в среднем мы купили участок на 110 тыс. рублей ниже изначальной цены да и ниже рынка. Далее мы перешли к этапу изучения документов и подготовки к сделке (самый муторный).
Совет: торгуйтесь, не надо стесняться! Как сказала мне одна из знакомых: «если есть заинтересованный покупатель, то идите ему навстречу. Иначе потом еще очень долго будете искать следующего покупателя».
3. Документы на участок
Сразу скажу, мой подход не претендует на истину, но я запрашивал документы по максимуму дабы минимизировать риски. Самое главное: просите СВЕЖУЮ выписку из ЕГРН на участок, теперь ее только владелец может запросить. Она заказывается через Госуслуги и бесплатно формируется в течение 5 минут. если продавец отказывается или предлагает на дату в прошлом месяце/квартале/году – есть повод прекратить переговоры с ним.
Вкратце по документам (что именно я просил у продавца):
— Свежая выписка из ЕГРН – чтоб понимать, что перед вами владелец участком и на участке нет каких-либо обременений.
— Основание владения участком у продавца (договор купли-продажи с прежним владельцем/дарение/наследство и тд.) – поможет понять, как продавец стал владельцем земли
— Право на землю (такая бумажка, которая ранее выдавалась, подтверждающая владение землей)
— Кадастровый паспорт
— Межевой план
— Справка об уплате налога за участок (подойдет просто квитанция, что все уплачено)
— Справка об уплате взносов в СНТ за участок (подойдет просто квитанция, что все уплачено)
— Справка о дееспособности (на самом деле, это две справки: одна — что не состоишь на учете в психдиспансере, вторая – что не числишься в наркодиспансере).
Это не полный перечень, все индивидуально, но я бы сказал, что список выше – базовый минимум. Не стесняйтесь запрашивать документы, нормальный продавец заинтересован в продаже и будет делать и присылать необходимые документы, проверено на себе. Еще я за свой счет заказывал платные справки с сервиса «За честный бизнес», 1 справка = 500 рублей, чтобы быть уверенным, что продавец не состоит в процедуре банкротства и не является ли он ответчиком по судебным делам тд.
4. Заключение сделки.
Если по цене и документам все ок, то значит пора выходить на сделку. Договор можно найти в Интернете типовой и вставить свои данные. В конце поста есть шаблон договора, которым пользовался я, можете и его скачать.
О форме расчета: я настоятельно рекомендую пользоваться услугой «Безопасная сделка»/Аккредитив. Суть в чем: вы открываете специальный счет и переводите туда необходимую сумму с комиссией за аккредитив и указываете реквизиты получателя.
После регистрации перехода прав собственности деньги автоматически переводятся покупателю. Проще говоря, когда вы станете владельцем — тогда и перечислятся деньги. Очень удобно.
В Сбербанке открытие аккредитива стоило 3400 рублей, надо лишь вбить в поиске в приложении «Открыть аккредитив» и далее по инструкции от Гигачата. Есть ли такой в Тиньке – каюсь, не узнавал.
Как открыли аккредитив, договаривайтесь о встрече в любом удобном для вас МФЦ «Мои документы», несите три экземпляра договора, выписки из ЕГРН, паспорта, СНИЛС и регистрируйте сделку. Нам все сделали за 15-20 минут.
Совет: не пользуйтесь наличными/переводами! Есть риск, что в МФЦ не зарегистрируют сделку, а продавец исчезнет с деньгами. Но если все-таки решили наличными, то только через нотариуса, чтобы было подтверждение передачи средств. И берите с получателя расписку
5. Переход права собственности.
В течение трех рабочих дней после регистрации сделки в МФЦ вам перейдет право собственности, то есть вы станете владельцем земли, а деньги будут перечислены продавцу на следующий рабочий день после даты перехода, надо лишь было разрешить в приложении Сберу запрашивать информацию из ЕГРН .
Вот и все, поздравляю, вы теперь владелец недвижимости!
В целом, это был неплохой опыт. С учетом того, что участки рядом стоят по 900-1000 тыс. за 10 соток, а мы купили за 700 тыс. — считаю, что даже с инвестиционной точки зрения это неплохое вложение, так как видел на Авито, что продавец ежегодно (!) повышал цену участка на 10%. Другой вопрос в том, что он до сих пор его не продал.
Прикрепляю шаблон договора, которым я пользовался, вдруг кому-то пригодится.
Надеюсь, кому-то было полезно!
Подписывайтесь, раз в неделю будут писать посты, будет интересно!
🔸Пульс 🔸Телеграм 🔸Смартлаб 🔸Дзен 🔸VC.ru

Пасиб!