Я из поколения миллениалов — и фактически расцвет и закат программирования полностью лёг на наше поколение. Первые компьютеры возникли в начале 90-х, и романтическая эра первого IT вполне рифмовалась с самыми первыми персоналками вроде XT-шек, БК, клонов «Спектрума» и «Денди». Индустрия мужала и бронзовела вместе с нами — романтика и вайб первооткрывателей, когда программист полностью придумывал программу с нуля и называл это творчеством, со временем всё больше и больше сменялись корпоративным конвейером. Профессия всё больше теряла престиж. Вначале в программирование шли из науки, после программистов сравнивали с бухгалтерами и юристами, сейчас же сравнение идёт с курьерами и кассирами. Программирование целиком выражало дух времени — голодное детство из 90-х, когда на Новый год всей семьёй делили между детьми «Сникерс», сменилось эрой относительного благополучия, и программист был эталонный достигатор. Этот типаж показан, к примеру, у Минаева в «Духлесс» — пример, когда благодаря интеллекту и работоспособности молодой человек из постсоветского детства взбирался по социальной лестнице.
Не потому, что папа чиновник, а потому что умный и трудолюбивый. Сейчас этот образ, жизненная модель, рухнули безвозвратно. Бывшие достигаторы оказались на улице. На «Хедхантере» на вакансии, помеченные как 150–180 тыс. рублей в месяц с довольно серьёзными требованиями (миддл+ — синьор), со слов рекрутера конкурс — 400 человек на место. СМИ злорадно комментируют: «У айтишников забрали золотую клетку. Слишком сладко жили — пора на завод». Но дело не только в том, что рынок труда штормит. Кризис самой жизненной модели — под улюлюканье рабочих и кадровиков айтишники чувствуют, что их кинули. Модель «будь талантливым, работай много и хорошо» больше не работает — карабкайся по корпоративному агайлу или нет, тебя рано или поздно смоет к социальной базе. Собственно, идущие за нами зумеры и показывают, что модель достигаторства умерла. Молодёжь, глядя на своих родителей, в неё не верит. Сколько ни говори — «я в твои годы был проактивнее и пахал» — не сработает. Итог они видят перед глазами.
Сходу набросаю несколько областей, где ИИ (пока) тихонько посасывает
1. Программирование контроллеров и встроенных систем (не сильно распространенных)
2. Верифицированное программирование с логическим доказательством правильности кода (пока только малый объем — драйверы, микроядра etc.)
3. Предметное (в конкретных областях) программирование на Matlab
И еще 100500 вариантов
А так — да
1. Фронт умер, расцвело визуальное программирование (хочешь — юзай Cursor с Figma, хочешь — голосом интерфейс описывай и изменяй)
2. Простенький, некритичный к нагрузке бэк умер
Сколь-нибудь надежного промышленного программирования это, конечно, не касается
С уважением
P.S. Кого нанимают на hh.ru и на habr.ru мне неведомо
Скорее я напротив судил умерли профессии достигаторы как таковые
должны появится островки неспешного бытия