История знаменитой сети кофеен Starbucks напоминает сюжет классического боевика: серия легких побед, стремительный рост, затем неприятный нокдаун, работа над ошибками, возвращение к успеху и новый подъем. После этого – столкновение с молодыми и сильными конкурентами. Сейчас компания пытается восстановить позиции, прибегая к советам «старого тренера». Шансы еще есть, но, как отмечают аналитики Freedom Finance Global, букмекеры уже не на ее стороне.
Так, в конце 2020-го кофе резко вырос в цене, и этот тренд с ускорением продолжался до завершения 2023 года. Starbucks превратилась из популяризатора кофе в его заложника. В условиях жесткой конкуренции продавать напиток, который постоянно дорожает, становится все сложнее, и компания оказалась перед серьезными вызовами.
В 2022 году Говард Шульц в третий раз вернулся к руководству Starbucks, теперь в качестве временного СЕО. В 2024-м разогнать бизнес до былых скоростей доверили опытному Брайану Никколу. Ранее он возглавлял сеть ресторанов Chipotle Mexican Grill (CVG), акции которой за время его правления подорожали почти в 10 раз.
Осенью прошлого года компания представила «план возрождения». В частности, он предполагал удвоение количества кофеен в США к 2030 году, сокращение ассортимента на 30% и снижение времени на обслуживание клиента до четырех минут. При этом менеджмент ставит цель удержаться в премиум-сегменте, не конкурируя напрямую с низкобюджетными ресторанами.
Пока план выглядит не слишком перспективным. Акции Starbucks взлетели после новости о смене менеджмента, но спустя полгода растеряли почти весь рост. Последние пять лет они торгуются в широком диапазоне $70–120.
Кредит доверия новой команде, вероятнее всего, не будет бесконечным. При условии, что на горизонте года не удастся добиться перелома в отрицательной динамике трафика, возможно, акции продолжат коррекцию. По основным мультипликаторам Starbucks торгуется дороже некоторых аналогов, поэтому, если ее финансовые результаты окажутся хуже прогнозов, реакция инвесторов будет негативной.