Заместитель главы администрации президента РФ Максим Орешкин, выступая на полях ПМЭФ, заявил, что экономики стран G7 утратили статус глобальных драйверов роста. По его словам, за последние десятилетия центр тяжести в мировой экономике сместился от традиционных западных держав к странам Глобального Юга и Востока, которые не только задают темпы роста, но и формируют новую архитектуру глобального развития.
Как пишет аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, по итогам 2024 года темпы роста ВВП большинства стран G7 оказались довольно скромными. Экономика США увеличилась на 1,8%, Канады на 1,4%, Японии на 1,2%. Франция показала прирост в пределах 0,9%, а Италия около 0,7%. Германия при этом зафиксировала сокращение ВВП на 0,2%, став единственной страной группы с отрицательной динамикой. В целом совокупный рост экономик G7 не превысил 1,7%, что демонстрирует умеренное восстановление на фоне высокой инфляции, дорогих денег и структурных ограничений на рынке труда и в промышленности.
На фоне умеренного роста развитых стран развивающиеся экономики продемонстрировали куда более уверенную динамику. Лидером стала Индия с ВВП, выросшим на 6,5% по итогам 2024 года. Китай, несмотря на внутренние проблемы в сфере недвижимости и снижение потребительской активности, показал рост около 5%. Существенный вклад внесли также Индонезия и Вьетнам (рост в пределах 5%), Бангладеш (более 6%) и Бразилия (примерно 3,4%). Россия, по предварительным оценкам, завершила год с приростом ВВП около 4,1%, что также выше среднемирового уровня.
Сравнение показывает нарастающее расхождение в экономической динамике между развитыми и развивающимися странами. Пока G7 балансируют на грани стагнации, страны Глобального Юга обеспечивают до 70% глобального прироста ВВП. Основными факторами ускоренного роста в этих экономиках выступают демографические преимущества, структурные реформы, активное промышленное развитие и растущий внутренний спрос.
В условиях мирового перераспределения экономических ролей инвесторы и международные институты все чаще переносят фокус с Запада на Восток и Юг, что подтверждает тезис о формировании новой архитектуры глобального роста. Однако в здесь большую роль также играет эффект высокой базы, из-за которого сложно поддерживать высокие темпы роста.
Экономики стран G7 по-прежнему остаются крупнейшими в мире по абсолютному объему ВВП, который в 2024 году превысил $45 трлн, что составляет около 40% мировой экономики. В то же время развивающиеся страны, включая Китай, Индию, Индонезию, Бразилию и ряд других быстрорастущих государств, совокупно сгенерировали более $38 трлн ВВП, что сопоставимо с G7 и продолжает увеличиваться быстрыми темпами. Таким образом, несмотря на сохраняющееся превосходство по масштабам экономики, можно уже сейчас говорить о том, что страны «большой семерки» постепенно уступают позиции по динамике и будущему вкладу в глобальный ВВП.