Как создавались идея легендарной комедии Друзья, кто стоит за написанием лучших шуток, сколько усилий и денег стоило собрать такой актёрский ансамбль — самое глубокое погружение в тему в книге «Друзья. 25 лет вместе. Как снимали главный сериал эпохи». Все причастные к созданию ситкома вышли после проекта богатыми людьми, но все ли обрели счастье?

Завершающий для меня экскурс за кулисы любимого сериала, интерес к которому всколыхнулся после воспоминаний о Друзьях после
автобиографии Мэттью Перри. По факту перед нами подробный расклад каждого сезона Friends, с лучшими хохмами из него и объяснением, как именно их писали. Теперь понятно, почему ситком целое десятилетие был на пике популярности, да и спустя два десятилетия продолжает выбивать искру — помимо идеального актёрского ансамбля, здесь еще многочисленные часы работы над написанием шуток, когда рабочий день продолжался и глубоко за полночь. Сценаристы не жалели себя, пытаясь проработать идею до идеального завершения. Здесь нет одного человека, который тащил всю команду, каждый её член вносил свою лепту, стремясь сделать сериал ещё интереснее.
Впрочем, важно и то, как всё начиналось. Чтобы собрать вместе Мэттью Перри, Мэтта Ле Блана, Дженифер Энистон, Кортни Кокс, Лизу Кудроу и Дэвида Швиммера пришлось пойти на кучу ухищрений. Это при том, что вместе раньше они никогда не снимались, но когда их ансамбль устроил первую читку сценария, руководители проекта сразу поняли, что перед ними попадание в яблочко. Между Рейчел и Россом мгновенно проявилась химия, которую невозможно было игнорировать. Главное не профукать полученный эффект. А профукать было очень легко — Энистон уже была подписана под другой сериал, для которого уже сняли полсезона с конкурирующего телеканала. Трудоустраивать её в Друзья было крайне рискованно и затратно. Единственный шанс выбить актрису у конкурентов — обрушить новинке рейтинги. И начальство придумало диверсию.
Когда новый сериал Энистон начали показывать по тэвэ, руководство NBC презентовало в то же время оригинальные фильмы, снятые по романам Дэниэлы Стил. Ориентированные на одну и ту же аудиторию, кинобестселлеры отжевали существенную часть аудиторию. Так что сериал с Дженифер, может, и был не плох, но неутешительные цифры показа привели к тому, что его не стали продолжать. Вот такие дела в Голливуде, честная конкуренция она только на бумаге. Если ты переходишь кому то дорогу, молись, чтобы этот танк не утопил педаль газа в пол.
Шаг за шагом Друзья набирали обороты, штуки становились всё затейливее, и создатели сознательно раскручивали сюжетные линии из сезона в сезон. При чём они сами порой не знали во что это выльется. Идея свести в постели Монику и Чендлера изначально выглядела разовой акцией. Но когда толпа зрителей, присутствующая на съёмках (да-да, закадровый смех в Друзьях это не просто аудиозапись) устроила овацию на несколько минут, стало понятно, что эту тему нужно прокачать как следует. И в результате вместо романтической линии Росса и Рейчел зрители получили совершенно другой дуэт влюблённых. Но и романтическую линию Рейчел-Росс выкидывать никто не собирался. Наоборот сценаристы тщательно играли с этой парочкой, стремясь держать их подальше друг от друга. Но всё равно бросили их в объятия друг друга на излёте последнего сезона к пущему восторгу фанатов.
Много внимания уделено постоянным продлениям контрактов. Вся шестёрка задержалась на экране только потому что они сразу договорились действовать как одна команда. И у боссов не было возможности отцепить наименее сговорчивого из актёров. Приходилось давать им одинаково жирные контракты, а когда у тебя шесть главных актёров, бюджет пух на дрожжах. И всё равно Друзья постоянно были в плюсе — сумасшедшие синдикации с крупнейшими рекламодателями Америки приносили столько бабок, что ситком в итоге заработал миллиард долларов. А самое интересное — он не перестал генерировать прибыль и после закрытия. Прошло двадцать лет с тех пор, как друзья вышли из квартиры Моники, оставив ключи на барной стойке возле входной двери, а а его продолжают крутить как по телевизору, так и в интернете. Нетфликс заплатил больше 100млн в 2018г. за право катать эти серии у себя. Магия!
Книга раскрывает, какой титанический труд проделывали все члены съёмочной команды. В Эпизоде с кукольным домиком реквизитор тратила всё свое время, чтобы ходить по магазинам и клянчить коробки от обуви. Чтобы создать очаровательный самодельный кукольный домик для Фиби понадобилось десяток коробок. В конце серии он сгорал, пришлось делать шесть дублёров. А это уже 60 коробок. И такие чудеса приходилось исполнять на съёмочной площадке каждую неделю. Когда домик горел под прицелом видеокамер реквизитор плакала, потому она столько над ним трудилась!
Команда пахала над съёмками днём и ночью, частенько сотрудники приводили на площадку своих детей. Один из эпизодов книги: сценарист заходит в комнату для отдыха и видит своего пятилетнего сына играющего в игровую приставку с Перри, Швиммером и Ле Бланом. «Жаль, что он никогда этого не вспомнит», — бормочет он себе под нос.
Чтобы делать продукт такого уровня приходилось пахать в поте лица днём и ночью. И эти дни складывались в десятилетия. По завершении съёмок создатели вышли из игры богатыми людьми. Но и десяти лет со своей семьёй им никто не вернёт. Ты миллионер, а повторить первый класс своего сына не в состоянии. По факту создатели сериала отложили свою жизнь на десять дет. Да, за большие деньги и громкую славу. Но окупилась ли эта пауза?
Это была невероятная, единственная в жизни возможность, за которую любой в телеиндустрии с радостью пожертвовал бы чем угодно, но одно дело — представлять себе такие жертвы абстрактно, и совсем другое — сталкиваться с этим в реальности.
Неудивительно, что когда причастные к созданию Друзей вышли наружу из золотой клетки ситкома, семьи многих распались — десять лет ночных переработок не прошли даром.
Отличная книга для любителей Друзей в частности и телеиндустрии в принципе. Много подробностей про то, как снимают мыло и пространных рассуждений, как так получилось, что именно Друзья стали тем феноменом, популярность которого не уменьшается спустя десятилетия после закрытия. Из трёх книг, посвящённых друзьями, которые я прочитал в этом году, это наиболее чётко освещает происходящее в кадре и за кадром сериала.