Грубостями, уместными разве что в мужской раздевалке, не получится ускорить урегулирование украинского конфликта, пишет RS. В международных отношениях такое поведение чревато катастрофой. Надо брать пример с российского царя Александра III, уверен автор статьи.
Анатоль Ливен
Взойдя на престол в 1881 году, царь Александр III провозгласил, что «Отныне все государственные дела будут вершиться тихо между мной и Всевышним». Обе части этого заявления — превосходный совет современным лидерам. Если у вас имеется прямая связь с Богом (а некоторые явно в этом убеждены), ею грех не воспользоваться. И независимо от того, беседуете ли вы с Господом или с кем-то еще, международные дела следует обсуждать тихо.
Первоначальное предложение (или, лучше сказать, требование) США к Украине передать контроль над своими недрами оказалось полностью незаконным и совершенно неприемлемым не только для Киева, но и любого независимого и уважающего себя правительства на планете. Однако, учитывая всю шаткость позиции Украины и без того крайне хрупкое состояние ее отношений с администрацией Трампа, со стороны президента Зеленского было крайне опрометчиво позволять своим чиновникам говорить такие вещи вслух.
Зеленскому стоило сказать что-то вроде «Очень интересное предложение с множеством положительных моментов, которое мы непременно рассмотрим со всей тщательностью», а затем в частном порядке приказать своим переговорщикам занять с американскими коллегами позицию пожестче. Он же актер и должен знать, как тянуть время и бормотать на сцене всякую бессмыслицу!
Однако ответ Трампа оказался еще глупее, грубее, позорнее, опрометчивее, опаснее и просто бездарнее. Он назвал Зеленского «диктатором» и «юмористом, достигшим скромных успехов», привел совершенно абсурдную цифру его якобы рейтинга и потребовал, чтобы Украина провела президентские выборы. Затем он усугубил ситуацию еще больше, отказавшись называть диктатором Путина и велев своему послу при ООН проголосовать против резолюции с формулировкой о «российской агрессии» на Украине.
Просто невероятно: США проголосовали наперекор огромному большинству Генеральной Ассамблеи ООН и оказались в одном лагере с Россией. Даже Китай — Китай, я вас умоляю! — и тот воздержался. Такие повороты невыгодны для администрации Трампа и опасны для мирного процесса, поскольку позволяют его личным противникам и врагам мира подать это как «капитуляцию» перед Россией, якобы мотивированную личной дружбой и идеологической близостью с Путиным. Хотя мирные переговоры — необходимый шаг к прекращению разрушительного конфликта, устранению серьезных опасностей для мира и затрат для США, а также исполнению воли большей части международного сообщества.
Единственное, что можно сказать о Трампе, так это то, что его манера выражаться, более уместная в мужской раздевалке, отражает соответствующий настрой. Иными словами, он бросается в других оскорблениями и насмешками, но не будет держать зла, если ему отплатят той же монетой. При всем его хамстве и безжалостности в итоге он все так же заинтересован в реальной сделке — иногда вполне резонной, как, например, в случае с американо-украинским соглашением по добыче полезных ископаемых. И похоже, дома его принимают на ура.
Однако в международных отношениях это чревато катастрофой. Немногие мировые лидеры столь же толстокожи, как Трамп, который в этом отношении мог бы посоперничать со среднестатистическим носорогом. Остальные слышат в личных выпадах оскорбления в адрес собственных стран, а такое не прощается. К тому же некоторые тирады Трампа — неприкрытые и совершенно необоснованные оскорбления именно стран, особенно давних и близких союзниц. Трамп мог бы добиться вполне разумных уступок от Мексики и Канады сочетанием переговоров и нажима. Но всяко не переименовав Мексиканский залив и обозвав канадского премьер-министра губернатором 51-го штата США.
Сравнить действия потомственного самодержца с человеком, который пришел к власти через уголовное преследование и публичные шоу.