18 марта 2022 года в связи с введением санкций Евросоюзом, международные депозитарии приостановили операции по счетам российских депозитариев, что привело к блокировке иностранных ценных бумаг, числящихся за российскими инвесторами. 30 мая 2022 года решением Центрального Банка России для данных бумаг был отменён допуск к биржевым торгам, в том числе на иностранных биржах, а сами бумаги были переведены на неторговые счета.
В конце 2022 года российские брокеры дали возможность пострадавшим участникам рынка инвестиций продать свои заблокированные активы, а тем, кто хотел — купить эти заблокированные активы, с надеждой на далекую разблокировку. Среди таких брокеров Т-Банк, БКС и Финам.
И данная инициатива действительно похвальна, так как не только помогает пострадавшим инвесторам, но и напрямую снижает влияние санкций. Хотя торги идут со значительным дисконтом, достигающим 80%-90%, курс данных бумаг в целом повторяет курс не заблокированных бумаг на иностранных биржах. Поэтому нашлись и те, кто торговал этими заблокированными акциями, не имея иных вариантов доступа к торгам иностранными бумагами.
Как это работает? Допустим, акция на Нью-Йоркской бирже стоит 10.0$. На внебиржевых торгах можно приобрести её заблокированный аналог с дисконтом за 2.0$, и продать другим желающим, кто покупает акции под возможную разблокировку в будущем, за 2.1$. Тот кто купил за 2.0$, продал за 2.1$, платит с разницы налог на прибыль 13%. Так было в конце 2022 и весь 2023 год. В 2024 году правительство возвращает налог на материальную выгоду, в том числе и на акции, купленные с дисконтом. В течение 2024 года специалистам Т-Банка не было известно, будет ли исчисляться данный налог. Со слов технической поддержки, брокер ожидал решения ФНС. Даже в последние дни декабря 2024 года, специалисты Т-Банка подтверждали, что никакого дополнительного налога по брокерским счетам нет. Спустя 14 дней после нового года (2025) всем участникам торгов заблокированными иностранными акциями на внебирже были исчислены просто катастрофического размера налоги на материальную выгоду.
На текущий момент группа пострадавших насчитывает 68 участников. Как минимум у 1 участника сумма налога превышает 10 миллионов. Минимум у 4 участников сумма налога превышает 4 миллионов. Ещё как минимум у 7 сумма налога превышает 1 миллион. У многих сумма налога за год в разы больше дохода. Одна из участниц сообщила, что после продажи всех активов, её налог составил чуть меньше миллиона, и она не имеет возможности выплатить его со своей пенсии.
В чём же проблема? Дело в том, что заблокированные бумаги не могут быть проданы по рыночной цене, и продавались участниками торгов по цене, близкой к цене приобретения. На каждую покупку заблокированных бумаг в течение 2024 года брокеры в январе 2025 года исчислили налог на доход, полученный в виде материальной выгоды. Но при продаже заблокированной бумаги, данный налог не отменяется. Таким образом, если 1 бумага 100 раз куплена и продана, фактически шанс на разблокировку и получение материальной выгоды в будущем остаётся только у того, кто приобрёл бумагу последним. А налог на доход, полученный в виде материальной выгоды, в этой цепочке исчисляется всем её участники. Например, если инвестор купил заблокированную бумагу Nvidia по 20$ и продал по 21$, и совершил 100 таких сделок, то его доход составит 100$. С учетом комиссии брокера 1.5% и НДФЛ с продажи 13%, итоговый доход составит 33.5$. Однако, на Нью-Йоркской бирже в это время не заблокированные акции Nvidia торгуются по цене 140$. Таким образом, налоговая база на доход, полученный в виде материальной выгоды, для инвестора составит 12000$ (140$*100-20$*100), и налог 1560$. 14 января 2025 года такой инвестор выяснил, что он от сделок получил не доход 33.5$, а стал должником налоговой суммы в 1521.5$. А все сделки с налогом вместо прибыльных фактически стали крайне убыточными. Более того, данный налог привязан к обороту. Это значит что его величина может легко превысить стоимость всех активов инвестора, и фактически вынудить его пойти на банкротство. И разумеется, у многих масштабы и объёмы сделок за целый год значительно превышают приведённые в данном примере, и многие попали именно в такую ситуацию.
Почему же брокеры исчисляют этот налог, если по пункту 1 статьи 212 Налогового кодекса, для его исчисления должна возникать материальная выгода, а она не только не возникает, но и может не возникнуть никогда в будущем, ведь данные бумаги могут не разблокировать или вовсе изъять? Дело в том, что в позиции брокера Т-Банк, определение дохода, полученного в виде материальной выгоды, действительно опирается на определение материальной выгоды. Но определения материальной выгоды в Налоговом кодексе не дано. Поэтому брокер Т-Банк считает допустимым исходить из возможности вычисления налоговой базы по пункту 3 статьи 212 для установления возникновения дохода, полученного в виде материальной выгоды, по сути трактуя налоговый кодекс в обратном порядке. А так как исчисление налогов входит в обязанности брокера как налогового агента, а за не исчисление, или недостаточное исчисление предусмотрены финансовые санкции, чтобы их избежать, брокер Т-Банк принял решение переложить данную проблему на своих клиентов.
О рисках исчисления данного налога в ноябре в своём посте предупреждала
НДФЛка smart-lab.ru/blog/1079098.php
19 января 2025 года представители брокера Т-Банк при посредничестве Victor Koch всё же согласились прояснить ситуацию с налогом на материальную выгоду в официальной социальной сети брокера Пульс: www.tbank.ru/invest/social/profile/victorkoch/8ec291ab-8572-4ca4-8852-8440c674f924/
Пользователи могут задавать вопросы в комментариях под постом. Где и в каком формате будут опубликованы ответы пока не известно.
Напомню что инвесторы писали обращения брокеру Т-Банк весь 2024 год, но законных оснований и разъяснений по методике исчисления брокер Т-Банк так и не предоставил до сих пор. А до конца 2024 года техническая поддержка Т-Банка уверяла инвесторов, покупавших на организованных внебиржевых торгах брокера заблокированные иностранные ценные бумаги, что налога на материальную выгоду у них нет.
Хочу отметить, что пост, созданный Виктор Кохом, явно склоняется в сторону позиции брокера Т-Банка. В нем содержатся некорректные трактовки налогового законодательства и неверное описание позиции инвесторов. Это может указывать на то, что цель поста — замять проблему и представить причиной ситуации низкий уровень интеллекта инвесторов, решивших торговать заблокированными бумагами вместо того, чтобы просто их покупать. Тем не менее, Виктором Кохом было обещано, что на вопросы пользователей Т-Банком будут даны объективные ответы.