Andrey Matveev
Andrey Matveev Рецензии на книги
Вчера в 10:54

Нечитаемая книга, направляющая Си на борьбу против Америки.

John Garnaut (соучредитель консалтинговой компании по геополитическим рискам Garnaut Global) и Sam Chetwin George (директор компании по Китаю) написали эссе в «The New York Times» о романе Николая Чернышевского «Что делать?»:

«В конце октября, когда большая часть мира была сосредоточена на подготовке к выборам в США, председатель Китая Си Цзиньпин призвал к глобальному сопротивлению мировому порядку, который возглавляет Америка. Выступая в Казани на саммите стран БРИКС, он сообщил лидерам Бразилии, России, Индии, Южной Африки, Ирана, Египта и ряда других стран, что мир вступил в новую важнейшую эпоху, «отличающуюся нестабильностью и трансформацией». «Должны ли мы позволить миру оставаться неспокойным или подтолкнуть его обратно на правильный путь развития?» — спросил Си. Он сослался, как на духовное руководство для предстоящей задачи, на русский роман 1863 года, который прославлял революционную борьбу и вдохновлял Ленина.

Си часто обращается к исторической и литературной традиции России, чтобы выразить свое намерение подорвать — и в конечном итоге вытеснить — западные идеи и институты. Но, призывая к духу революционного самопожертвования в рамках БРИКС — группы, которая расширяется за счет новых государств-членов — Си сигнализирует о намерении сплотить развивающийся мир для усиленной борьбы против американской власти.
Малоизвестный и радикальный роман, который китайский лидер назвал источником своего вдохновения, дает представление о складе ума Си, который готовится проверить приверженность Дональда Трампа институтам и альянсам, лежащим в основе порядка под руководством США.
Книга «Что делать? Из рассказов о новых людях» была написана Николаем Чернышевским в тюрьме в 1862-63 г., куда его бросили царские власти за «злое намерение свергнуть существующий порядок» из-за его предполагаемых связей с подрывными организациями. Роман мало известен на Западе, возможно, потому, что его извилистый, запутанный рассказ о любовном треугольнике в утопической швейной мастерской тяжело читается. Русский поэт Афанасий Фет сказал, что настоящим преступлением Чернышевского было «преднамеренное кривлянье самого дурного тону» и что чтение книги было «почти невыносимой работой». Один из авторов этого эссе может это подтвердить, так как он, находясь в качестве журналиста в Пекине, несколько раз пытался его прочитать, но так и не смог.

Привлекательность книги для Си заключается в ее главном герое, Рахметове. Отпрыск княжеской семьи в возрасте 16 лет восстает против своего властного отца, укрепляет свое тело тяжелым физическим трудом и переезжает в Санкт-Петербург, где его вербуют в подпольную группу, и он возрождается как «новый человек» — настоящий революционер.
Рахметов отказывается от хорошей еды, вина и женщин. Он читает классиков философии, литературы и науки. Он не пользуется матрасом и даже проводит ночь на кровати с гвоздями, чтобы испытать себя, что заставляет его тело кровоточить. Он «совершенно непроницаем для личных эмоций, не имеет сердца» и сосредоточен исключительно на том, чтобы делать все возможное для достижения своих целей.
Радикальная утилитаристская идеология книги вдохновила Ленина, который позаимствовал название «Что делать?» для своей собственной знаменательной работы 1902 года, в которой он порвал с пацифистскими социал-демократами в пользу формирования авангарда агрессивных профессиональных революционеров.

Она также вдохновила многих радикальных хунвейбинов Мао Цзэдуна и городскую молодежь, которая откликнулась на призыв Мао жить с китайскими крестьянами в сельской местности во время Культурной революции. Среди этих так называемых изгнанных юношей был и Си. Он, согласно его собственному рассказу, впервые прочитал книгу в подростковом возрасте, обитая в пещере в сельской провинции Шэньси. Он был «шокирован» аскетическими методами Рахметова, но считал их идеальными, чтобы закалить волю. Си сказал, что он подражал примеру Рахметова, отказываясь от матраса, принимая холодный душ и занимаясь спортом на улице под дождем и снегом.
Си призвал именно к такому духу жертвенности и стойкости на саммите БРИКС, заявив другим лидерам, что «непоколебимая решимость и пламенная борьба Рахметова воплощают в себе именно ту духовную силу, которая нам нужна сегодня. Чем сильнее бури нашего времени, тем более твердо мы должны стоять на передовой с несгибаемой решимостью и новаторским мужеством».
Возможно, показательно, что Китай преуменьшил радикальность программы Си для западного потребления, вычеркнув упоминание о Рахметове из официальных англоязычных стенограмм его выступления.

Путин остается важным партнером Си. Российские государственные СМИ сообщили в этом году, что Путин планировал подарить китайскому лидеру старый экземпляр книги Чернышевского на его день рождения в июне, и он организовал саммит БРИКС в Татарстане, родовом поместье Рахметова. Они встретились в октябре в Казанском Кремле, который находится в конце улицы, которая когда-то называлась Чернышевским шоссе.
Но нет никаких сомнений в том, кто здесь главный. Это Си, который принимает на себя мантию Рахметова — «необыкновенного человека», агента истории — и верит, что его железная воля и дальновидное руководство избавят мир от американской турбулентности.»

Телеграм-канал «Интриги книги»
0 Комментариев

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн