Президент Сирии Башар аль-Асад всё больше нуждается в помощи России и Ирана, поскольку силы повстанцев приближаются к стратегически важному городу Хомс. Он надеется, что его сильнейшие союзники придут ему на помощь, как они сделали в 2015 году, когда он был на грани потери власти.
Но почти десять лет спустя их поддержка далеко не гарантирована. Военные ресурсы как Тегерана, так и Москвы истощены конфликтами на Ближнем Востоке и в Украине. Пока что Асад может рассчитывать на авиаудары России по позициям повстанцев и на вялое обещание Ирана рассмотреть просьбы о вводе войск, но не на решительную поддержку, на которую он рассчитывает, чтобы остановить наступление.
После захвата Хамы в четверг повстанцы находятся всего в нескольких километрах от Хомса, последнего крупного города на их пути на юг, к столице Дамаску. Захват Хомса может перекрыть сухопутный путь между правительством Асада и оплотами его алавитской секты в Средиземноморье, где также находится российская военно-морская база. Это ещё больше снизит его шансы удержаться у власти.
«Будущее Асада никогда не выглядело более хрупким, чем сегодня, и на данный момент Россия, похоже, не способна — или, возможно, даже не хочет — его спасти», — сказал Чарльз Листер, директор программ по Сирии и борьбе с терроризмом и экстремизмом в вашингтонском Ближневосточном институте. «Большая часть сельской местности в Хомсе по-прежнему молчаливо поддерживает оппозицию, и это значительно поможет в расчистке пути к самому городу».
Реакция президента России Владимира Путина, который девять лет назад помог переломить ход затяжной гражданской войны в Сирии в пользу Асада, была сдержанной. Москва использовала военные самолёты для нанесения ударов по позициям повстанцев во время стремительного наступления, но спустя почти три года после вторжения в Украину не было сделано никаких чётких заявлений о поддержке или развёртывании сил.
Иран уже имеет военное присутствие в Хомсе и других частях Сирии. В среду он заявил, что рассмотрит возможность отправки дополнительных войск, если об этом попросит Асад. Но это слабая гарантия для ключевого элемента так называемой оси сопротивления Тегерана, состоящей из государств и группировок, враждебно настроенных по отношению к Западу, и, возможно, на это повлияли прямые и косвенные столкновения с Израилем, поддерживаемым США.
Сеть союзных Ирану ополченцев может быть для Асада лучшей надеждой на наземное подкрепление, которое укрепит его разваливающуюся армию. Однако самая мощная из них, ливанская «Хезболла», была ослаблена крупным наступлением Израиля и на прошлой неделе согласилась на перемирие. Из-за этого Сирия вынуждена обращаться за помощью к иракским группировкам.
«Иран сохраняет там крупные и хорошо оснащённые вооружённые формирования, которые в прошлом использовались для поддержки Асада», — сказал Грегори Брю, старший аналитик по Ирану и энергетике в Eurasia Group. По его словам, проблема в том, что иракское правительство не хочет втягивать Ирак в сирийский кризис.
coter, хороший вопрос. Если власть Сирии держится по большей части за счёт поддержки ДВУХ (!) других стран — то это плохая власть.
Россия с такой поддержкой рискует оказаться в роли ушедших из Афганистана Соединенных Штатов.
Понятно, с чьей подачи заварушка. Похоже, Асад скоро к нам переедет насовсем.