XCITE — российский автомобильный бренд, запущенный в Санкт-Петербурге в 2024 году.[1][2] Он продает обновленные кроссоверы Chery, собранные на заводе АвтоВАЗа в Санкт-Петербурге, ранее принадлежавшем Nissan, а также продает автомобили онлайн и через дилерскую сеть Lada. wikipedia
Все больше автомобилистов у нас в стране поговаривают о схожести нашего автопрома с тем, каким он является на Кубе, мол, пройдет ещё пара-тройка лет и все мы будем «как там» ездить на машинах из прошлого. Однако куда более уместным будет сравнить автомобильную промышленность с другим, более ярким и очень уж похожим примером – Ираном.
Сначала Россия перегнала его по количеству введенных санкций, а теперь перенимает опыт в выпуске автомобилей. Напомню, что автомобильная промышленность дружественной страны давно находится под гнетом всевозможных запретов. В такой ситуации иранцы, не придумали ничего лучше, чем локализовать давно заимствованные модели авто и выпускать их своими силами долгими годами.
Таким образом, они много лет штампуют устаревшие модели «Пежо», при этом локализация достигает 90%, а машины даже после привоза в РФ и уплаты пошлин и сборов получаются дешевле, чем наши, Российские, хотя по качеству и оснащению им ничуть не уступают.
Судя по всему, к такому исходу как раз и стремится отечественный автопром.
Набрав полную «копилку» всевозможных санкций, наша автомобильная промышленность отправилась за помощью к партнерам из Китая, с которыми дела до сих пор в гору не идут: основную массу китайских машин, выпускаемых здесь, в России, покупать особенно не стремятся, доверия к ним нет, локализация будто замерла в одной поре, да и обещанных «своих» моделей на базе китайских так до сих пор и не появилось.
Вот и очередное подтверждение этому факту — «Автозавод Санкт-Петербург» (бывший «Ниссан), занимающийся выпуском кроссоверов Chery под брендом XCITE, потихоньку угасает. План серьезно сокращен, теперь вместо 25 тысяч машин, к выпуску запланировано порядка 7 тысяч. Из них продать за 2025 год хотят всего каких-то 700 машин. И это только планы, что будет на деле — вообще неизвестно.
Согласитесь, картина „печальная“.
АвтоВАЗ, задающий тон всей легковой автомобильной промышленности в России, опять сделал неправильную ставку.
А ведь выход лежит буквально на поверхности, более того, крупнейший российский автогигант уже над ним работает. Идея в том, чтобы повторять путь Ирана, правда, за основу взять других „французов“ — речь идет, конечно же, о „Рено“. ВАЗ до сих пор не может отпустить мысль о тесном сотрудничестве с этой компанией в прошлом, а потому до сих пор выпускает ставший легендой „Ларгус“, а также активно работает над тем, чтобы поскорее поставить на конвейер „Искру“ на более свежей платформе от французов.
И на втором своем „подопечном“ предприятии, я говорю сейчас про бренд XCITE, АвтоВАЗ, по-видимому, также решил отказаться от „китайцев“. Сейчас завод в Санкт-Петербурге собирает кроссоверы „Чери“, но с производства утекла информация, что цеха уже начали модернизировать для выпуска других автомобилей.
Инсайдеры поясняют, что речь идет о модернизации сварочного цеха под модель на базе „Логана“ 3 поколения, а именно под модель Sandero Stepway. Видимо, речь идет о тех самых моделях с шильдиком „Рено“, выпущенных в экспериментальном количестве еще до событий 2022 года.
Эти машины на данный момент „раздали“ по разным ведомствам, в частности, одна из них ушла одному из военных округов, о конкретной судьбе других неизвестно, однако они порой встречаются на дорогах.
Что примечательно, машины эти не являются точной копией Dacia Sandero Stepway, не похожи они и на отечественную „Искру“, которая сделана на той же платформе.
Дизайн базового „Сандеро“ третьего поколения был переработан АвтоВАЗом, машина получила свою оптику, а также практически полностью „свой“ передок. Так называемая „двухрядная“ оптика, которой нет ни на европейском „Сандеро“, ни у новоявленной „Искры“.
Стоит сказать, что разработка, как всегда, не своя, идея позаимствована у одного из соплатформенников, выпускаемых лишь в нескольких странах — Renault Kiger. По факту — одна из разновидностей все того же хэтчбека с завышенным клиренсом, которую в России знакома под именем Sandero Stepway.
Когда появится новинка?
Судя по имеющейся информации, модернизация производства идет очень быстрыми темпами, её планируют закончить к сентябрю 2025 года, соответственно, машины появятся не раньше этой даты. Конечно же, значка „Рено“ на решетке радиатора мы не увидим, вместо него будет красоваться „Икс“ нового отечественного бренда XCITE.
Правда, куда торопится завод — пока совершенно непонятно. Возможно, хотят поскорее избавиться от „обузы“ в виде неликвидных „китаёз“.
Если это действительно так, то бюджетный „Сандеро“ послужит отличным подспорьем при выборе нового авто. Все-таки эти машины у нас достаточно популярны и любят их как раз за надежность и простоту. Другой вопрос — цена. Информации, как обычно, никакой нет. Естественно, машины будут точно не дешевле, чем „Лада Искра“, конкурировать АвтоВАЗ сам с собой не станет.
Однако и за 2+ млн рублей подобный хэтчбек вряд ли кто-то захочет покупать.
Вопрос конфликта моделей также актуален. Не будет ли „Искра“ отбирать покупателей у этой новинки и как вообще все это будет уживаться вместе, да ещё и под колпаком, по сути, одной компании — большой вопрос. А ведь ходили слухи, что кроме „Сандеро“ планируется собирать и „Логаны“, в таком случае „конфликт“ седана „Искра“ с этой моделью будет более, чем очевиден.
Возможно, „Реношки“ под брендом XCITE будут более „напичканными“ и оснащенными, чем модели LADA, тогда завышенная относительно „Искры“ цена будет ещё хоть как-то оправдана. Что же получится на деле — узнаем, судя по всему, уже в следующем году.
Но на данный момент идея отказа от сборки „китайцев“, к которой так долго шло руководство ВАЗа больше похоже на признание своих ошибок и того факта, что переклеивание шильдиков — затея нерезультативная.
Почему нашим жопоруким (автопроизводителям) не купить какой-нибудь автомобиль из 21 века, и не повторить. Я на li 7 теребонькаю, летом хочу купить. Давайте теребонькать вместе ВАЗ.
Верните людям нормальные машины.