А если серьезно,
ведёт высокая ставка к росту цен или нет?
По логике центробанков, она должна, наоборот, сдерживать рост цен. Почему она сдерживает цены? Потому что люди начинают меньше потреблять (не путайте с матным словом!) и больше сберегать. У нас этот эффект виден на вторичной недвижимости, — она сейчас заметно дешевле первички, потому что спрос на неё ниже из-за более высоких в среднем ставок по кредитам. Хотя, к примеру, в Штатах наблюдается какой-то перекос — всё дорожает. Видимо, покупатели еще есть, а вот продавать никто не хочет. Потому что продашь, а что ты купишь с такой ставкой по кредиту? Ну и снизилось введение нового жилья.
Возьмем другой товар, на который часто берут кредит, — автомобили. При удорожании кредита спрос на них обычно падает. Что делать автопроизводителю, для которого кредиты тоже подорожали, и их надо бы заложить в цены, но спрос упал? Понятно, что он этого сделать в полной мере не сможет. Это будет сдерживать цены, но негативно скажется на прибыли предприятия.
Над тем, у кого она до этого была небольшая, может нависнуть угроза банкротства. Из-за снижения объёма производства возникает и угроза увольнений и снижения заработных плат. Зарплаты людей падают, они начинают меньше потреблять — история начинает развиваться по спирали, которую называют дефляционной. А я назвал бы её кризисной. Ведь дефляция возникает вследствие падения экономики.
А что происходит с товарами, спрос на которые неэластичен? К ним относится, например, продовольствие. По
статистике хорошо видно, что его продажи упали после начала СВО заметно меньше, чем у непродовольственных товаров. А сейчас непроды восстанавливаются заметно быстрее. В итоге те и другие товары пришли к доСВОшным уровням. Что будет, если подорожало кредитование производителей яиц? Скорее всего, им будет проще заложить выросшие проценты в цену, ведь их потребление заметно не снизится. Сложно представить, что продажи яиц упадут в 2 раза. А автомобилей — запросто.
Правда, тут надо заметить, что увеличение стоимости кредита не оказывает определяющего влияния на цены. Если даже просто взять объем кредитов, выданных компаниям (это примерно 60 трлн руб.), то
мгновенное увеличение ставки по всем кредитам на 7% приведёт к уменьшению валовой прибыли предприятий на 2,5% (60 трлн кредита ÷ примерно 160 трлн «нефинансового» ВВП × 7%). Это в самом первом приближении, если что. А поднятие отпускной цены товара на 1% приводит к росту прибыли компании от 5 до 20% в зависимости от сектора. Т.е.
поднятие ставки по кредиту на 7% компенсируется ростом цены (или ростом инфляции) на 0,125% — 0,5%.
Но, во-первых, далеко не по всем кредитам ставки растут вслед за ставкой ЦБ (только по кредитам с плавающей ставкой). Во-вторых, значительная часть кредитов — инвестиционная, которая не оказывает быстрого и прямого воздействия на цены. Так что
влияние роста ставки на инфляцию не стоит того шума, который поднимается из-за этого. В связи с этим в книге «Фрикономика» есть один забавный вроде бы, но очень важный пример о том, почему риэлторы свои дома продают дороже, чем дома клиентов, о нем напишу позже.
Кстати,
влияние роста зарплат сравнимо с влиянием процентных ставок, т.к. годовой объем зарплат и объем выданных кредитов примерно одинаковы. Но зарплаты растут сейчас гораздо больше, чем ставка. Например, за этот год зарплаты выросли на 13%, что куда заметнее роста ставок по кредитам. Так что если что и влияет на инфляцию, то это зарплаты. Но опять же, если рост зарплаты на 18% вызывает рост инфляции пусть даже на 2-3%, то мы все равно остаёмся в плюсе более чем на 10%. Согласитесь, это неплохо! Так что, как говорят «у нас» в Грузии, паднымем сваи бакалы за рост зарплат!:) На 100%! Да чего уж там — на тысячу!:) Эх, давно я в Грузии не был! «Карету мне, карету!»:)
Моя активная торговля здесь:
t.me/shpilkatrade
Среднесрочная торговля:
t.me/analiytik
Канал об экономике:
t.me/staryy_treyder18
Наши власти(хотя я очень сомневаюсь что они «наши») намеренно искуственно разогнали инфляцию
Ну а ЦБ как обычно, просто пытается обуздать ее.
И вот как раз это меня и удивляет
Почему ЦБ идет поперек властей
почти удвоился: