Вчера директор Института социально-экономических исследований Алексей Зубец заявил, что «триллионы рублей, которые россияне хранят на вкладах в банках, могут быть заморожены».
Исторический опыт россиян говорит о том, что изъятие накоплений населения происходило в РФ в относительно недавнем прошлом путём всевозможных конфискационных «обменов» либо через гиперинфляцию.
👉 Поэтому ничего нового г-н Зубец не открыл. В среде инвесторов уже несколько месяцев ходит версия о том, что население при помощи высоких процентных ставок намеренно «загоняют» в банковские депозиты, чтобы потом эти средства конфисковать.
В то же время, учитывая, что институт, возглавляемый Алексеем Зубцом, входит в состав Финансового университета при правительстве РФ, его заявление вызвало широкий общественный резонанс.
Умозаключения г-на Зубца основываются на том, что на заморозку вкладов власти будут вынуждены пойти из-за угрозы «бешеной инфляции», которая может возникнуть, если люди начнут массово тратить накопленные на вкладах деньги.
С одной стороны, определённая логика в этих рассуждениях присутствует.
Из отчёта о развитии банковского сектора РФ хорошо видно, что с середины 2023 г. началась финансовая мобилизация, которую регулятор проводит путём избыточного повышения ключевой ставки (подробнее см. здесь: https://smart-lab.ru/blog/1073144.php).
Это позволило привлечь более 20 трлн руб. вкладов физических и юридических лиц, которые были направлены банками главным образом на дополнительное кредитование предприятий.
Если предположить, что эти суммы будут в скором времени обратно истребованы из банковской системы и направлены на потребление, то действительно можно было бы ожидать нового витка инфляции.
В то же время, сегодня на российском фондовом рынке день оптимизма, и поэтому я позволю себе сформулировать оптимистичный вариант развития событий.
👉 Ещё в августе мы рассматривали версию о том, что истинной причиной повышения ключевой ставки является обеспечение высокой доходности условной «кубышки Сургутнефтегаза» (https://smart-lab.ru/blog/1052872.php).
При этом под «кубышкой Сургутнефтегаза» нужно понимать и средства физических лиц, возвращённые из-за рубежа в РФ после начала СВО.
Предположим, что после снижения ключевой ставки Сургутнефтегаз захочет снять свою кубышку с банковского вклада. Это очень маловероятно (ведь такого никогда не было), но гипотетически допустим это.
На что Сургутнефтегаз захочет потратить свою кубышку? Явно не на машины, яхты и квартиры. Зато Сургутнефтегаз может купить условный Лукойл.
👉 Следовательно, если крупные институциональные вкладчики начнут тратить свою кубышку, то это не вызовет значительного роста потребительской инфляции.
Поэтому опасаться многотриллионного «навеса» из банковских депозитов не следует, а риски того, что финансовая мобилизация превратится в конфискацию, являются низкими (хотя и не нулевыми).
Экономист Алексей Зубец в интервью Царьграду сразу же пояснил, что его слова были полностью вырваны из контекста, а сама информация серьёзно искажена. Он пояснил, что говорил о стерилизации денежной массы как потенциальной возможности, но «финансовый апокалипсис», «шторм» и прочее – это уже выдумки.
«один из вариантов реакции на снижение ставки, на готовность людей вынимать деньги из банков может стать, скажем так, ну, не то чтобы заморозка, а ограничение доступа людей к снятию вкладов. То есть снятие денег с вкладов будет просто рассрочено по времени. Вот это я сказал, это правда. А что называется „шторм“ – это всё ерунда, и не говорил такого», — пояснил Зубец.
tsargrad.tv/news/ot-zamorozki-vkladov-do-finansovogo-apokalipsisa-chego-na-samom-dele-zhdat-russkim-razoblachenie-insajda-ot-pervogo-lica_1078298