А почему же никто до сих не построил мост? Почему, если надо перебраться с одного берега на другой, люди по старинке пользуются паромом или лодками? Что у Бразилии разве денег нет? Есть, ВВП (по ППС) у неё больше, чем у Франции или Великобритании. Так может тогда ума не хватает, как говорил кот Матроскин?
Нет, ум на самом деле тоже есть. Потому, кстати, и не строят. Судите сами. Амазонка мало того, что длинная и полноводная, она ещё и широкая. Ширина в 3-5 километров — это для неё нормально даже в сухой сезон. Самое широкое место — 11 км. И это только русло, без пойм, стариц и протоков. А в сезон дождей, ширина реки увеличивается в 3-5 раз так, что ширина её запросто может доходит до 40 км. Это ж какой длины должен быть мост? Напомню, что длина самого длинного моста в России, Крымского, всего 19 км.
Ещё Амазонка очень глубокая. Если в устье глубина составляет 15-45 метров, в среднем течении примерно 70 метров, а самая большая глубина около 135 метров. Для сравнения самое глубокое место нашей самой глубокой реки, Енисея, в два раза меньше — 66 метров. Ну и так, чтоб вы понимали, глубина всё того же Керченского пролива, через который переброшен Крымский мост — максимум 18 метров.
Кроме длины, глубины и ширины Амазонка славится ещё и своей мощью — за секунду она переносит 220 000 кубометров воды со скоростью 15 км/ч. Для примера самая мощная река России — опять Енисей — переносит за секунду всего 20 000 кубометров воды (в 11 раз меньше!). При этом сравнимая с амазонкой скорость течения у Енисея только в горах, а на равнине около 1 км/ч. И попробуй-ка с таким мощным течением что-то строить.
Более того, у Амазонки очень илистое дно и берега, плюс она любит менять русло. В общем, чтобы построить мост, нужны не просто большие деньги. И даже не очень большие. А гигантские. Опоры моста должны быть высотой минимум в 70 метров — это высота 25-этажного дома, а то и выше, учитывая илистость дна. Длина моста должна быть километров 50-60, чтобы его не заливало в период половодья, которое в районе Амазонки носит катастрофический характер. В противном случае его просто смоет.
Но главная причина даже не в этом.
Главная причина отсутствия моста в том, что он просто не нужен. Даже если его построить, он всё равно не будет ничего соединять. На всём протяжении реки на берегах Амазонки крайне безлюдно, только девственные тропические леса и амазонские джунгли. Никаких городов и тем более деревень. Соответственно и никаких дорог или железнодорожных путей тоже нет. Для кого в таком случае нужен этот мост? Для обезьян и других животных?
Конечно, говоря, что на Амазонке люди совсем не живут, я немного слукавил. Амазонка проходит через несколько крупных городов, например, Макапа (520 000 человек), Манаус (2,2 млн человек), Сантарен (300 000 человек). В первых двух случаях, как и в подавляющем большинстве других, города расположены на одном берегу Амазонки, на другом — лес, так что мосты там не нужны. Хотя в Манаусе всё же есть один мост, соединяющий сам Манаус с Ирандубой, который открыли в 2011 году.
Правда, он не через Амазонку, а через её самый большой приток, реку Рио-Негро. Его длина почти 3600 метров. Жители, конечно, рады, но экологи даже тут бьют тревогу, боясь, что в этом месте начнётся активное строительство, вырубка лесов, уничтожение уникальной флоры и фауны (последнее исследование, кстати, подтвердило, что так оно есть).
Но даже этот мост по сути идёт в никуда, потому что если чуть увеличить масштаб, окажется, что мост хоть и соединяет две части федеральной трассы, через саму Амазонку всё равно придётся переправляться на пароме.
А в случае с Сантареном между двумя ближайшими дорогами на разных берегах Амазонки 29 километров. Как думаете, выгодно ли с экономической точки зрения строить такой здоровый мост в городе с населением в 300 тысяч, учитывая, что там не проходит каких-то важных федеральных трасс?
В общем, по факту сейчас Амазонка сама является дорогой и главной транспортной артерией страны.
Президент Бразилии в 2019 году Жаир Болсонару обещал жителям построить мост через Амазонку, но за весь свой срок, дальше разговоров дело не пошло. То ли это было изначально сказано для набора политических очков, то ли не хватило аргументов для экономического обоснования «проекта Рио-Бранко». Может быть, оно и к лучшему, как считаете?
Нехорошо Шурик, совсем нехорошо. (