Увидел недавно статью, в котором АКРА присвоило кредитный рейтинг Монополии до BBB+, с прогнозом «стабильный». Обычно это предвестник бондов, которые при текущих ставках довольно востребованный инструмент. Прошерстил инфополе и, да, все указывает на то, что компания на низком старте. Решил изучить Монополию подробнее и разобраться в бизнесе, тем более хотят предложить флоатер, если верить источникам на рынке.
На сайте компании указано, что Монополия — ведущая российская логистическая платформа, объединяющая участников рынка автомобильной логистики в цифровой среде с помощью сервисов и технологий. Платформа включает все необходимые сервисы для организации автомобильных грузоперевозок — от поиска груза или перевозчика до топливного процессинга и услуг сети проверенных дорожных комплексов по всей России. Проще говоря, соединяет заказчиков и перевозчиков, попутно предлагая последним сервисы для упрощения работы (ЭДО, оплата топлива, дорожные сервисы и др.)
Смотрим на основные операционные метрики бизнеса за 1-е полугодие 2024:
• Число выполненных онлайн-заказов увеличилось на 35% г/г благодаря росту числа клиентов, совершенствованию функционала платформы и развитию дополнительных сервисов. Также растет востребованность автоперевозок на фоне проблем с ж/д перевозками.
• Количество новых активных грузоперевозчиков выросло на 175% г/г и составило 1 483 участника, а количество активных транспортных средств увеличилось до 2 490 единиц (рост на 173% г/г) благодаря маркетингу и расширению базы клиентов.
• Количество активных клиентов-грузоперевозчиков на платформе увеличилось на 66% г/г и составило 3 296 перевозчиков. А количество транспортных средств — на 46% г/г до 19 587 единиц. Рост обусловлен развитием систем соединения грузоперевозчиков и грузовладельцев (мэтчинг происходит быстрее), ростом предлагаемых грузов и развитие сервисов.
Как видим, компания активно развивает платформу, помогая перевозчикам не только находить заказы на перевозку грузов, но и предлагая им дополнительные сервисы в режиме одного окна для экономии времени и денег. Все это отражается на росте операционных метрик, делая компанию ведущим игроком на рынке.
Насколько масштабная индустрия и есть ли потенциал роста? Исходя из данных Росстата, более 70% грузов в РФ перевозятся автомобильным транспортом. Грузоперевозки — фундамент, на котором строится любая экономика. Монополия является бенефициаром роста спроса на автоперевозки и усиливает свои позиции.
По оценкам Kept, объем российского рынка автомобильных перевозок крупнотоннажных грузов в этом году может вырасти на 13%, до 5,2 трлн руб., а к 2028 году достичь 6,9 трлн руб. за счет стабилизации макроэкономических показателей, увеличения объемов розничной торговли, развития электронной коммерции, а также позитивной динамики в других целевых отраслях экономики. В общем, есть куда расти.
Российский рынок автомобильных грузоперевозок сейчас напоминает пазл с недостающими элементами — фрагментированный и недостаточно прозрачный. Но благодаря цифровизации, Монополия уже меняет правила игры: она помогает соединить разрозненные части, делая рынок более открытым и прозрачным. Тем более благоприятна сейчас для автогрузоперевозок проблема с ж/д перевозками: тарифы у последних планируют повысить на столько, что, вероятно, перевозчики могут задуматься о переходе на альтернативные виды транспорта. А автогрузоперевозки — ближайший аналог.
Следим за компанией — если рыночные условия не изменятся, полагаю, можем скоро ждать конкретики по возможному размещению бондов. Для спокойствия бы посмотрел фин. отчетность за 1П24, надеюсь и ее скоро увидит свет.
Боюсь, как бы антимонопольная служба не докопалась. ))