Понимаю, что не популярная тема, но тем не менее
Сегодня представляю вам анализ компании C3.ai, основанной в 2009 году Томасом Сибелем. Изначально компания носила название C3, что означало Carbon Measure, Mitigate and Monetize. В 2013 году название изменилось на C3 Energy, в 2016 — на C3 IoT, а в 2019 году, за год до IPO, снова поменяли название на C3.ai.
Можно сказать, что добавление ".ai" стало маркетинговым ходом, направленным на привлечение внимания рынка и инвесторов. Хотя я не осуждаю этот выбор, частые изменения названия в короткий срок выглядят довольно странно.
C3.ai
C3.ai (C3) — это компания, занимающаяся разработкой и продажей SaaS. Среди её сервисов: C3 AI Applications, C3 AI Platform и C3 Generative AI. Хотя эти программы представлены как отдельные продукты, они тесно связаны между собой.
Согласно отчету за 30 апреля 2024 года (форма 10-K), у компании наблюдается высокая концентрация клиентов: главный клиент обеспечил 35% продаж, второй — 27%, третий — 14%. Основную заинтересованность в продукте проявляют компании нефтегазовой отрасли. В 2019 году C3.ai заключила партнерское соглашение с Baker Hughes для перепродажи программного обеспечения в этой отрасли. В результате этого партнерства C3 заключила несколько сделок с такими крупными компаниями, как LyondellBasell, Shell, ExxonMobil, Petronas и другие.
Основные акционеры
Компания выпустила два класса акций: Класс A (1 голос на акцию) и Класс B (50 голосов на акцию). Среди основных акционеров акций класса A выделяется Томас Сибель — основатель и текущий генеральный директор.
По данным LinkedIn, до создания C3 он занимал пост вице-президента в Oracle с 1984 по 1990 год. В 1993 году он основал Siebel Systems, которую Oracle приобрела в 2005 году.
Эдвард Аббо, друг и давний коллега Сибеля, является вице-президентом и техническим директором C3.ai. Ранее он занимал аналогичную должность в Siebel Systems в 1994 году и даже был генеральным директором C3 с 2009 по 2011 годы.
Стоит отметить, что Сибель контролирует 87,8% акций класса B, что в общей сложности даёт ему 54,4% голосов в компании. После IPO у инсайдеров был 90-дневный период блокировки акций, после чего Сибель продал около 3,4 млн акций, хотя по-прежнему остаётся одним из крупнейших акционеров. По оценкам Forbes, его состояние составляет около $4 млрд.
Исторический контекст
C3 вышла на рынок в декабре 2020 года.
Все финансовые данные компании можно найти на сайте SEC.
Рыночная стоимость и количество акций
На 26 августа 2024 года в обращении находилось 123,5 млн акций класса A и 3,5 млн акций класса B, что в сумме составляет 127 млн акций. При текущей цене в $21,30 рыночная стоимость компании составляет $2705 млн.
Для сравнения, после IPO рыночная стоимость достигала $15 млрд, но с декабря 2020 года акции упали на 86,8%.
Важно отметить, что в январе 2021 года в обращении было 97,4 млн акций класса A и 3,5 млн акций класса B, что означает увеличение общего количества акций на 22,4% за менее чем четыре года.
Темпы роста
Компания демонстрирует ускоренный рост выручки.
Текущий среднегодовой темп роста составляет 27,7%. Однако вопрос записи выручки вызывает споры среди аналитиков. Дело в том, что C3 включает в клиентскую задолженность счета, которые ещё не были выставлены клиентам. По состоянию на 31 июля 2024 года общая сумма клиентской задолженности составила $140 млн, но только $58,5 млн были фактически выставленными счетами, а $81,5 млн — это счета, которые компания ещё не выставила.
По мнению CEO, если C3 оказывает услугу на протяжении шести месяцев и счёт выставляет только в конце шестого – это не показывает реальную ситуацию. Поэтому они записывают в задолжность каждый месяц, даже если счет ещё не выставлялся.
Однако аналитики считают, что такая практика может привести к агрессивному бухгалтерскому учёту, и выражают беспокойство по данному поводу, так как большая часть которой (около 90%) связана с Baker Hughes.
Финансовые результаты
На данный момент компания несет значительные убытки.
Каждый квартал C3 теряет более $60 млн.
Операционные убытки выглядят ещё хуже и всё это связано с высокими расходами на Stock Based Compensations.
За последние 12 месяцев, выручка C3 составила $325 млн, но при этом потратила $220 млн на Stock Based Compensations. Хотя это может быть оправдано с точки зрения мотивации сотрудников, для инвесторов такие расходы выглядят чрезмерными и нерациональными.
Определить точный объём продаж, который сделает компанию прибыльной, пока невозможно. Более того, с увеличением продаж доля себестоимости продукции (COGS) по отношению к выручке увеличилась, что является негативным сигналом.
Единственный позитивный момент в финансовом состоянии компании — это её баланс. C3 свободна от долгов, имеет $133 млн наличных средств и $628 млн в текущих финансовых активах, что даёт ей положительный чистый денежный баланс в $761 млн (~28% рыночной стоимости). Данная подушка генерирует проценты, что улучшает чистый результат по сравнению с операционным. Однако в балансе также указан накопленный дефицит в размере $1152 млн.
Наконец, C3.ai торгуется с коэффициентом PSRttm (отношение рыночной стоимости к продажам за 12 месяцев) 8,3. Компания также известна частой сменой финансовых директоров — за последние 10 лет сменилось уже 10 директоров.
Заключение
Считаю, что акции C3 стоит держать на расстоянии пушечного выстрела.