Это экспресс-обзор за август. Краткое резюме:
Мировая экономика растёт за счёт услуг, в промышленности деловая активность падает. Всё явственнее признаки замедления в Китае.
Российская экономика демонстрирует признаки хорошего роста:
— растёт рынок легковых автомобилей;
— рынок грузовиков хоть и падает, но остаётся большим по объёму (около 10 тыс. в месяц);
— индексы деловой активности указывают на её (активности) рост как в промышленности, так и в услугах;
— даже рост реальной денежной массы немного ускорился.
Мировая экономика
Экономика России
Напомним, что индекс PMI ниже 50 пунктов означает снижение деловой активности, выше 50 пунктов – рост.
До января 16 месяцев подряд индекс активности в мировой промышленности был ниже 50 пунктов (деловая активность снижалась).
С января по июль индекс поднялся до 50 пунктов и выше, деловая активность стала расти.
Источник иллюстрации: S&P Global
В июле деловая активность вновь стала падать. В августе падение продолжилось, индекс составил 49,5 пунктов – это восьмимесячный минимум.
Далее показана ситуация по странам.
При сравнении динамики индекса PMI в производственном секторе между странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) и странами «Большой семерки» (G7, представляющими коллективный Запад), очевидно преимущество группы стран БРИК (см. график ниже).
На графике страны БРИК выделены зелёным цветом, а страны G7 – красным.
Источник иллюстрации: S&P Global
В странах G -7 деловая активность падает. Только в Британии индекс заметно выше 50 пунктов и даже выше, чем в России.
По — прежнему неблагоприятная ситуация наблюдается в странах Еврозоны, включая таких членов G-7, как Германия, Франция.
Как индекс менялся в разных странах последние 12 месяцев, показано в таблице.
Источник иллюстрации: телеграмм-канал MMI
В целом картина нескольких последних месяцев стабильна: активность растёт в странах БРИК и падает в большинстве стран G7.
С 52,5 пунктов в июле индекс Global PMI Composite (сводный, объединяющий промышленность и услуги) вырос до 52,8 пунктов в августе.
Источник иллюстрации: S&P Global
Напомним, что выше 50 пунктов означает рост деловой активности.
Композитный индекс в мировой экономике выше 50 пунктов (= рост активности) уже 19 месяцев.
Как индекс менялся помесячно по странам, показано в таблице ниже.
Источник иллюстрации: телеграмм-канал MMI
Рост деловой активности в целом происходит благодаря сектору услуг.
В августе китайские производители продали 58 тыс. тяжёлых грузовиков (внутренний рынок + экспорт).
Это на 18,5% меньше, чем в августе прошлого года.
Среднегодовые темпы остаются высокими, но с января 2024 года продолжают снижаться.
За последние 12 месяцев (скользящий год) было продано 911 тыс. штук.
Если такие темпы (-0,1%) сохранятся до конца года, то за 2024 год китайские производители продадут 910 тыс. тяжёлых грузовиков.
Наблюдение: продажи стабилизировались на уровне около 910 тыс. годовых и не могут выйти на привычный ранее уровень 1,1-1,2 млн.
Прогноз: судя по динамике РДМ, роста продаж грузовиков ждать не приходится.
Номинальный рост денежной массы незначительно ускорился до +18,3% годовых (18,2% месяцем ранее).
Инфляция незначительно снизилась до 9,0% (с 9,1% по итогам июля). Поэтому в реальном выражении рост реальной денежной массы (РДМ) немного ускорился с 8,3 до 8,5%.
Темпы роста невелики. Но такие темпы для правления Набиуллиной далеко не самые плохие. Посмотрите на графике с 2013 по 2023 год: на 8% и выше РДМ при ней росла крайне редко.
PMI в обрабатывающей промышленности снизился в августе до 52,1 пункта, но находится выше 50 пунктов (=рост деловой активности).
Среднегодовой индекс (тёмно-синяя линия на графике ниже) немного снизился, при этом он находится вблизи рекорда за последние 23 года, установленного месяц назад.
Мы ожидаем, что индекс останется выше 50 пунктов, то есть рост деловой активности в промышленности продолжится.
Индекс деловой активности в секторе услуг в августе составил 52,3 пункта. Индекс выше 50 пунктов означает рост деловой активности.
Это уже второй месяц роста после двух месяцев падения.
Среднегодовой индекс (тёмно-синяя линия) немного ниже пика 2021 года.
Прогноз: мы ожидаем, что рост индекса деловой активности в услугах продолжится.
Композитный индекс PMI (промышленность + услуги) в августе составил 52,1 пункта. Это говорит о росте деловой активности в экономике России в целом.
Его динамика больше схожа с индексом в секторе услуг. Логично: промышленность — это около 30% ВВП (обрабатывающая — ещё меньше). А услуги — это более 60% ВВП.
Среднегодовой индекс (синяя линия) на уровне максимумов 2021 года.
По данным агентства «Автостат» в июле было зарегистрировано 148 338 легковых автомобилей.
Это на 35% больше, чем в августе прошлого года.
Ещё в марте темпы были заметно выше, +109% годовых. Несмотря на замедление, темы роста остаются высокими.
За последние 12 месяцев (скользящий год) рынок составил 1 456 тыс. автомобилей.
Если продлить текущий тренд, то по итогам года рынок может вырасти до 1,61 млн. (см. пунктирную линию на графике).
Автостат опубликовал данные по рынку грузовиков полной массой более 3,5 тонн. Учитывая эти данные, рынок тяжёлых грузовиков, по нашим расчётам, мог составить в августе 9,7 тыс. штук. Оценка по недельным данным была чуть выше, 9,8 тыс.
Итоги августа, по этим нашим расчётам, на 38 меньше, чем в июле прошлого года.
Рынок падает шестой месяц подряд.
За последние 12 месяцев (скользящий год) регистрации составили 125 тысяч.
Это пока всё ещё выше результатов 2007 года, который до 2023 года был рекордным.
Оценка: падение рынка тяжёлых грузовиков выглядит сильным только на фоне августа прошлого года, который стал лучшим месяцем за последние 16 лет (см. жёлтую выноску на первом графике).
Прогноз: темпы падения в августе (-38%) станут, по нашей оценке, максимальными. Далее падение начнёт замедляться, а в декабре даже возможен рост.
В итоге 2024 год может войти в тройку лучших по объёму рынка, наряду с 2023-м (135 тыс.) и 2007-м (123 тыс.).
В августе, по нашей предварительной оценке, по железным дорогам было перевезено 97,71 млн. тонн грузов.
Это на 6,0% меньше, чем в августе прошлого года.
Падение продолжается уже 11 месяцев подряд, причём ускоряется.
За последние 12 месяцев (скользящий год) объём перевозок составил 1,20 млрд тонн.
Перевозки за 12 месяцев (скользящий год (третий график) уже ниже кризисного минимума 2016 года. Сейчас они на уровне 2010 года.
Как минимум, частично падение перевозок по железным дорогам (с 1,3 до 1,2 млрд. тонн в 2019 и 2024 годах, соответственно) компенсируется ростом автомобильных грузоперевозок.
Довоенный объём коммерческих грузоперевозок – это 1,6 млрд. тонн. В 2023 году этот объём вырос до 2,4 млрд. тонн, а в 2024 году может вырасти до 2,6 млрд. тонн (при сохранении темпов роста за первые 7 месяцев года), см. график выше. И это только коммерческие перевозки (данные Росстата).
О возможных причинах снижения перевозок по железным дорогам см. также "Экспресс-обзор за май 2024".
По предварительным данным, перевозки цемента по железным дорогам составили 2,32 млн. тонн.
Это на 8,5% меньше, чем в августе прошлого года. Среднегодовой объём показал новый минимум за последние 22 года.
Падение продолжается 6-й месяц подряд.
Перевозки за последние 12 месяцев (скользящий год) составили 23,6 млн тонн.
Таким образом, перевозки цемента стабилизировались на уровне 23-летней давности (2001 года).
Напомним, что по железным дорогам перевозится всё меньшая часть произведённого цемента.
Частично это объясняется тем, что по железным дорогам перевозится всё меньшая часть произведённого цемента.
Если в 2000 году львиная доля цемента перевозилась по железным дорогам (68%), то по итогам 2023 года эта доля опустилась ниже 40%.
Еженедельно. Многие макропоказатели (денежная масса, промпроизводство и другие) мы узнаём поздно, через 2-4 недели после окончания месяца. Их, по мере поступления, мы включаем в наши еженедельные макрообзоры.
Ежемесячно. Но есть и «быстрые» индикаторы, которые становятся известными уже в первые дни следующего месяца:
Биржевая сводка. Все биржевые индикаторы – курсы валют, фондовые индексы, цены на нефть, золото и другие. Их мы включаем в «Биржевую сводку», которая выходит в первый-второй день месяца.
Экспресс-обзор. Остальные показатели мы включаем в «Экспресс-обзор», который выходит 6-7 числа месяца. Это такие показатели как:
• перевозки по железным дорогам,
• индексы PMI, а также
• рынок легковых автомобилей,
• рынок грузовиков,
• денежная масса.
Следующий экспресс-обзор — за сентябрь — выйдет 7 октября.
Ориентироваться в моих статьях, заметках и видео удобно через НАВИГАТОР
Более полный перечень статей с разбивкой по темам есть ЗДЕСЬ.
___
Раньше всего материалы публикуются в Дзен и Телеграм
Телеграм: https://t.me/m2econ
Дзен: https://zen.yandex.ru/m2econ
Подписывайтесь!
Буду благодарен вам за лайки и комментарии