История COFIX в России из первых рук.
Друзья привет!
Не так давно провели в CLUB.ORG интересную встречу с Александром Мехришвили.
Делюсь краткой выжимкой и основными тезисами со встречиCOFIX — это концепция кофеен фиксированной цены, которая появилась в Израиле в 2013 году. Идея: продавать всё за одну цену.
Сама идея не нова, в России, например, уже давно существовал прообраз — ФиксПрайс, а в США целый гипермаркеты товаров по фиксированной цене, но для рынка общественного питания — это была настоящая инновация.
История идеи COFIX
Израиль страна с очень дорогим уровнем жизни. Однажды Ави Кац (израильский предприниматель) в очередной раз приехал на заправочную станцию держа в кармане 50 шекелей (около 30$ в 2013 году).
Он хотел купить кофе и сэндвич, но денег не хватило. Тогда он подумал что с этим надо что-то делать.
Так появилась идея — сделать революцию на рынке питания Израиля: продавать кофе и сэндвичи по низкой фиксированной цене, не теряя качества.
Базовой стоимостью было выбрано 5 шекелей — это монетка, которая есть почти у каждого в кармане и это в 3 раза дешевле, чем у всех остальных.
Кофе имело низкую себестоимость (и как следствие — хорошую маржу) и продажи хорошо укладывались в модель. Оставалось решить задачу — как продавать другие сопутствующие продукты в эту же цену и при этом зарабатывать.
В изначальной концепции было спроектировано большое меню, которое позволяло перекусить, позавтракать и т. д. И всё по одной цене.
Удачный стартПервая точка была открыта в 2013 году (в Израиле). Благодаря масштабному освещению в СМИ в первые месяцы были огромные очереди и интерес к проекту.
Идея очень понравилась людям, киллер фича сработала: всё что было в заведении продавалась за 5 шекелей, при этом конкуренты продавали похожие продукты и кофе в среднем за 15.
Первая кофейня в Тель Авив, 2013 год
Бренд стал не просто лоукостером на рынке быстрого питания, но и социально значимым проектом. Благодаря концепции, люди могли экономить на перекусах и позволять себе делать больше других покупок в условиях дорогого уровня жизни.
Открытие в России
Благодаря помощи партнёров из Израиля и пиар-акциям, в которых принимал участие сам основатель Ави Кац, в день открытия первой кофейни в ТРЦ Охотный Ряд в Москве очереди были не меньше, чем при открытии первой точки в 2013 году и сохранялись еще на протяжении многих месяцев.
Цена за всю продукцию была установлена в 50 рублей, по аналогии с первой идеей — это одна “бумажка”, которая в 2016 году была почти у каждого в кармане.
Первая кофейня на Охотном ряду, 2016 годКак зарабатывать, продавая кофе за 60 рублей?
Рассмотрим составные части модели, которые легли в основу COFIX в России.
Уникальное предложение, ключевые элементы:
“У каждого есть право на хороший кофе”: любой человек, вне зависимости от социального статуса и возраста имеет право получить классный продукт по хорошей цене.
Большое количество транзакций
Внутри самая простая формула: при меньшей стоимости за единицу продукта, нужно продавать больше, используя максимально эффективно каждый квадратный метр торговой площади
Выручка кофейни = количество чеков * средний чек
Драйверы роста:
COFIX — это тоже традиционный ритейл, потому первые три фактора звучат именно так:
На втором и только на втором плане: продукция, концепция, атмосфера, сервис и т.д..
Но благодаря модели лоукостера, есть и отличия.
Если в классическом ритейле — пройти для клиента 100-200 лишних метров вызывают большие вопросы — пойдут или нет, то COFIX мог позволить себе брать локации класса B \ B -, т.к. клиенты сами находили точки, зная что здесь можно купить кофе и другие продукты в 2-3 раза дешевле.
За счёт этого локация была чуть менее важна, чем для классического ритейла.
За счет попадания в целевую аудиторию, удавалось делать супер-результаты, даже если проходимость на выбранной локации была на первый взгляд низкой. Для COFIX это и: студенты, сотрудники ближайших магазинов, сотрудники торговых центров. Люди, которые в течение дня искали где перекусить, при этом за приемлемую цену.
Как результат: COFIX мог позволять брать себе в аренду те локации, что в других случаях могли бы не сработать.
Другие драйверы юнит-экономики:
Минимальное количество сотрудников на смене: 2 человека, один из которых занимает позицию кассира, а другой готовит кофе и отдает заказанные позиции.
Единая цена — это очень простой подход и хороший триггер для клиента на старте проекта: не нужно долго думать, смотреть в меню, сравнивать цены, рассчитывать “допы”.
А для кофейни — это экономия времени на потоке: клиенты меньше задерживаются, время в очереди сокращается, что позволяет увеличивать пропускную способность точки.
Эволюция цен для России
Для COFIX нашли оптимальное решение: открывать совместные точки с другими бизнесами.
Первые совместные точки были открыты вместе с мобильным оператором TELE2. Для этого был выбран удачный период, когда оператор связи переосмысливал физические точки продаж, т.к. клиентское обслуживание переходило в онлайн и нужно было думать о сокращении расходов и более эффективном использовании арендных площадей.
/>Полная версия видео встречи доступна для участников сообщества CLUB.ORG.
Лайфхаки модели, интересные факты, которые не были освещены в СМИ. А также — возможность задать вопросы Александру Мехришвили.
Спасибо за внимание и позитивного вам настроения! Всегда открыт к общению в Телеграм @ZamyatinIvan