🧮 Один из лидеров отечественной электронной коммерции представил свои финансовые результаты за 2 кв. 2024 года, самое время в них заглянуть и обсудить вместе с вами.
📈 Оборот товаров (GMV) маркетплейса вырос с апреля по июнь на +70% (г/г) до 633,2 млрд руб., благодаря увеличению числа активных покупателей до 51 млн чел. и повышению частоты заказов в среднем до 24 в год на человека (против 17 во втором квартале прошлого года). Несмотря на высокую базу прошлого года, когда оборот вырос на +118% (г/г), OZON продолжает показывать высокие темпы роста и придерживается плана на текущий год (+70% GMV г/г по итогам 2024 года).
❗️ Уже каждый четвёртый заказ приходится на малые города с населением до 50 тыс. человек — стратегия развития инфраструктуры в регионах приносит свои плоды. В начале лета компания провела День инвестора, где сообщила, что её сеть пунктов выдачи заказов (ПВЗ) охватывает в пешеходной доступности около 134 млн жителей России.
Глядя на фин. отчётность Ozon, хотелось бы также отметить тот факт, что динамичный рост бизнеса сопровождается строгим контролем над расходами. Судите сами: доля операционных затрат в структуре GMV снизилась на 0,4 п.п. до 4,5%.
📉 EBITDA хоть и ушла в минус в район -0,66 млрд руб., но это не страшно – на том же дне инвестора компания честно и заранее предупреждала акционеров, что в отдельных кварталах такое возможно. Зато годовой таргет сегодня снова подтвердили: OZON по-прежнему ждёт безубыточность по EBITDA по итогам 2024 года.
❓ Что ещё интересного хотелось бы отметить в отчёте?
🏦 Финтех Озона (Ozon Банк) динамично развивается, по итогам отчётного периода его выручка выросла х3 до 18,4 млрд руб. А ведь совсем недавно СМИ писали о том, что банки, запущенные маркетплейсами, уже опережают традиционные кредитные организации по темпам прироста депозитов. И мы видим это в отчете: рост денег на депозитах и текущих счетах х10 (г/г) – уже 94 млрд руб.
Стоит отметить, что финансовая вертикаль не только активно привлекает депозиты, но и значительно увеличивает свой кредитный портфель. По сравнению с предыдущим годом, он вырос уже в 2,5 раза, достигнув отметки в 58 млрд руб. Что, впрочем, неудивительно, учитывая, что компания активно расширяет спектр финансовых услуг: если раньше пользователи приходили сюда только за скидками на маркетплейсе, то сейчас более 40% оборота по Ozon карте происходит за периметром площадки. А ещё есть РКО, внешние кредиты, запускается страхование, лизинг.
📉 Этот абзац можно было бы и пропустить, но всё же отмечу, что 2 кв. 2024 года OZON завершил с убытком в размере минус 28,0 млрд руб. Почему пропустить? Ответ на этот вопрос очевидный: маркетплейсы, как в России, так и на зарубежных рынках, представляют собой компании роста, для которых ключевым показателем является операционный денежный поток, позволяющий инвестировать в дальнейшее развитие бизнеса, а не чистая прибыль или убыток. Это совершенно не показательные величины. Не случайно же, котировки акций Ozon выросли за последние пару лет более чем в 5 раз, согласитесь?
Кстати, операционный денежный поток Ozon с лихвой покрывает капитальные затраты компании, что позволяет ему уверенно двигаться к достижению цели по увеличению GMV на +70% в текущем году.
👉 В общем, финансовые результаты Ozon я оцениваю как сильные отмечая для себя два важных фактора: бизнес динамично развивается, а операционная эффективность растёт. Расширение складов и сети ПВЗ обеспечивает быструю доставку, что в сочетании с обширным ассортиментом товаров стимулирует быстрый рост бизнеса, ну а прибыль придёт через пару лет, когда компания существенно нарастит свою рыночную долю.
❤️ Спасибо, что дочитали этот пост до конца и поставили лайк! Всегда включайте критическое мышление и учитесь правильно анализировать цифры в отчётности и делать корректные выводы.