Взгляд рядового обывателя на политику ЦБ РФ заключается в следующем:
«Ага, ставка 16% уже не помогает сбить инфляцию, значит Росстат сильно врет, публикуя официальный годовой рост индекса потребительских цен на уровне 9,2%, а реальная инфляция превысила текущую ключевую ставку. И надо скорее тратить стремительно обесценивающиеся деньги и брать кредиты, ведь они сгорят в огне инфляции».
Взгляд этот, мягко говоря, наивен.
Почему? Сначала нужно заглянуть в теорию.
В своей денежно-кредитной политике центральные банки в зависимости от своих целей устанавливают процентные ставки трех видов:
1. Нейтральные — около темпов текущей инфляции, когда ЦБ все устраивает: и инфляция, и занятость, и валютные курсы, и платежный баланс, и экономический рост.
2. Стимулирующие — ниже инфляции, чтобы сделать кредитование более доступным и повысить спрос.
3. Сдерживающие — выше инфляции, чтобы затормозить кредитование, сбить спрос и рост цен.
Весьма уважаемые мной блогеры, прекрасно разбирающиеся в истории или политике, но ни черта не смыслящие в экономике, воют, что ЦБ РФ хочет «задушить бизнес, подорвать экономику страны и вообще работает на ЦРУ». Это популизм чистой воды с целью набрать медийные очки. Сапоги лучше чинить сапожнику.
На самом деле ЦБ обязан обеспечивать долгосрочную стабильность финансовой системы всей страны, а непопулярные меры применяются в общих интересах. Недовольные же найдутся всегда: одним хочется дешевых кредитов, другим — выгодных вкладов и так далее.
Парадокс в том, что, если обжоре ограничить доступ к холодильнику для его же пользы, тот все равно будет в бешенстве, так как лишен свободы выбора.
На данный момент сдерживающей процентной ставки выше инфляции на 7% мало. Она помогла подавить летне-осенний взлет цен прошлого года, но весной цены снова пошли в рост. Поэтому, как бы странно это ни звучало, Банк России, повышая ставку сейчас, стремится повысить доступность кредитов, в том числе ипотечных, в будущем. Как? Чем быстрее удастся сбить инфляцию, тем быстрее можно будет снизить ключевую ставку. Лекарство не всегда бывает сладким, для выздоровления иногда надо потерпеть.
Поэтому, как следует из заявлений Эльвиры Набиуллиной и Алексея Заботкина на пресс-конференции 26 июля, ЦБ сейчас все больше концентрируется на работе с инфляционными ожиданиями. Ведь больший вклад в рост цен вносят не объективные реалии экономики, а поведение людей, верящих в «бешеную инфляцию» и устраивающих самосбывающееся пророчество, когда страхи относительно подорожания товаров и услуг вынуждают людей покупать, и в результате цены действительно растут.
Главный сигнал от ЦБ РФ в пятницу — это повышение прогноза по средней ключевой ставке на 2024-2026 годы на целых 4%. В апреле прогнозы были 15-16%, 10-12% и 6-7% соответственно. Новые прогнозы с 29 июля до конца 2024 г. — 18-19,4%, на 2025 год — 14-16%, на 2026 год — 10-11%.
Таким образом Центробанк прямым текстом говорит: «Не ждите скорейшего снижения ставки и перестаньте брать кредиты как не в себя!»
Что касается отмены безадресной льготной ипотеки, Банк России не ждет многократно описываемый в интернете «обвал ипотеки и цен». Семейная ипотека осталась, а по итогам 2024 года ожидается всего лишь замедление роста ипотечных портфелей банков до 7-12% и более плавная динамика цен на недвижимость. Так что панику, как обычно, следует отставить.
Повышенная ставка очень благоприятна для вкладчиков, покупателей облигаций, особо не влияет на акционеров незакредитованных компаний и резко негативна для желающих брать новые кредиты. Такие дела.
P.S. Ссылка на мое интервью журналу Financial One 10 июля 2024 г. относительно будущего изменения ставки ЦБ.
Насколько же надо быть переполненным спесью, хамством и самодовольством, чтоб оно лезло даже в аналитических статьях...