В одной из статей Моргана Хаузела мне встретился термин «ментальная ликвидность» — это способность отказываться от своих прежних убеждений, когда мир стремительно меняется или когда вы сталкиваетесь с новой информацией.
Нет сомнений, что это очень полезное умение — и оно, к сожалению, очень редко встречается. Изменить свое мнение сложно, потому что легче обмануть себя, заставив поверить в ложь, чем признать собственную ошибку.
Альберт Эйнштейн ненавидел идею квантовой физики. Его собственный взгляд на физику был продолжением классических идей Исаака Ньютона, который рассматривал Вселенную как четкий и рациональный механизм, все параметры которого можно измерить.
Затем появилась квантовая теория с ее дикой идеей о том, что некоторые части физического мира невозможно измерить, потому что сам акт измерения субатомной частицы меняет ее движение. И лучшее, что люди могли бы сделать, пытаясь измерить такие частицы — это придумать вероятности и правдоподобия.
Для Эйнштейна это было подобно ереси, о чем он и дал понять сторонникам квантовой физики во время своего выступления в 1927 году: «Нельзя создать теорию из множества «может быть». Бог не играет в кости!»
Даже его менее эмоциональные интервью все равно отрицали идеи этой теории: «Я в высшей степени восхищаюсь достижениями молодого поколения физиков, которые работают с так называемой квантовой механикой. Но я считаю, что их несогласие с общими законами физики скоро пройдет».
Его коллеги были разочарованы. «Эйнштейн, мне за тебя стыдно», — сказал квантовый физик Пауль Эренфест, который чувствовал, что великий ученый был таким же упрямым, как и те, кто когда-то сомневался в теории относительности Эйнштейна.
Через пять лет группа квантовых физиков получит Нобелевскую премию, укрепив свой вклад в науку и подтвердив свою теорию. Во время церемонии награждения не было упомянуто, что эта группа была номинирована самим Эйнштейном.
«Я убежден, что эта теория, несомненно, содержит часть окончательной истины», — написал он в своей номинации. Альберт Эйнштейн пришел в себя.
Многое из того, что люди называют «убежденностью», на самом деле является умышленным игнорированием фактов, которые могут повлиять на их мнение. Подобная убежденность кажется нам хорошим качеством, в то время как ее противоположность заставляет нас чувствовать себя бесхребетными.
В психологии есть такой термин, как иллюзия конца истории — его суть заключается в том, что люди осознают, насколько сильно изменилась их личность по сравнению с прошлым, однако они предполагают, что в будущем она уже не будет меняться.
Я смеюсь над тем, каким я был в двадцать лет, но считаю, что к пятидесяти я останусь примерно таким же человеком, каким являюсь сейчас. Отчасти так происходит потому, что мне слишком тяжело признать ошибочность моих сегодняшних убеждений.
Для многих вещей в жизни, особенно для политики, инвестиций и отношений, характерно следующее — люди не обязательно хотят правды, им важнее получить чувство определенности. Изменить свое мнение по какому-то вопросу сложно, ведь это станет признанием того, что ваша былая уверенность была иллюзией.
Основатель компании Visa Ди Хок сказал: «Убеждение не опасно, пока оно не стало абсолютным». Именно тогда вы начнете игнорировать информацию, которая может повлиять на ваши суждения — это может показаться безумием, но зачастую самые сильные убеждения оказываются неполными или ошибочными.
И в связи с этим следует иметь в виду две важные вещи:
Будьте осторожны с тем, каким убеждениям вы позволяете стать частью вашей личности. Кроме того, не стоит помещать инвестиционные и экономические убеждения в одну категорию, потому что это не одно и то же.
В большинстве областей существует множество правил, идей и догадок, но законы при этом чрезвычайно редки. Не стоит их путать — идеи и догадки могут меняться с течением времени, а законы всегда остаются неизменными.
*****
Еще больше статей вы найдете на канале Финансовый Механизм