Займер ( $ZAYM ) объявил операционные результаты за второй квартал 2024 года.
Этот период интересен тем, что он, можно сказать, первый отчетный в публичном статусе – IPO Займера прошло 12 апреля 2024 года.
💪 В отчетном периоде компания увеличила объем выдач новым клиентам на 30,9% год-к-году (до 1,2 млрд рублей).
Тут стоит учесть, что во второй половине 2023 года компания поменяла подход. Если раньше, в 2022 и в первой половине 2023 года, акцент делался на работе с повторными клиентами, то дальше консервативную политику сменила “стратегия оптимального роста” – фокус на привлечение новых клиентов. Этому способствовали улучшение экономической конъюнктуры и увеличение притока качественных “банковских” заемщиков.
📌 Особенность бизнеса МФО состоит в том, что основную прибыль компании приносят повторные клиенты, в то время как новые клиенты не прибыльны – затраты на их привлечение акциями в духе “Первый займ бесплатно!” очень высоки.
Поэтому привлечение “новых” и превращение их в “повторников” – это залог будущего роста финпоказателей. Здесь Займер может похвастаться тем, что 61,7% клиентов, взявших первый займ в первом квартале 2024 года, обратились в компанию повторно.
Еще один примечательный тренд – рост выдач среднесрочных займов. Это важно в свете того, что стратегия Займера подразумевает
“построение мультипродуктовой компании и диверсификацию бизнеса”.
Основным продуктом компании являются т.н. “займы до зарплаты” (PDL): сумма до 30 000 рублей на срок до 30 дней. Т.е. краткосрочные.
И вот, уже осязаемые результаты показывает другой продукт – среднесрочные займы с платежами по графику (IL): до 100 000 рублей на срок до 6 месяцев. Во втором квартале объем их выдач увеличился на 91,3% до 4,8 млрд рублей. В суммарном объеме выдач этот продукт занял 34,3%.
🤔 Этот результат следует оценивать вот в каком контексте. ЦБ усиливает регулирование отрасли и основное внимание уделяет как раз краткосрочным займам. Продукты с более длительным сроком подвержены нормативным ограничениям гораздо слабее.
Компания планирует к вводу и т.н. “товарные” POS-займы. Они будут способствовать привлечению новых клиентов на “длинные” займы – близкий аналог банковских потребительских кредитов.
Напрашивается вывод, что компания не боится требований ЦБ и адаптирует свой бизнес к ним. Бизнес Займера с такими продуктами становится еще ближе к банковскому.
📈 Известно, что в конце августа компания объявит финансовые результаты за первые 6 месяцев 2024 года. Ожидается значительный рост чистой прибыли по сравнению с первым кварталом.
Другим драйвером роста может послужить объявление дивидендов за второй квартал 2024 года. По дивполитике компания выплачивает не менее 50% от чистой прибыли ежеквартально. А по итогам первого квартала 2024 года выплаты составили даже 100% чистой прибыли.
☝️Есть интересный нюанс. По оценкам экспертов, спрос на микрозаймы слабо коррелирует с уровнем ключевой ставки ЦБ и остается высоким. В чем-то повышение ключевой ставки даже полезно для МФО: чем выше ставка, тем дороже банковские кредиты, и тем охотнее люди идут в МФО, обеспечивая последним рост бизнеса. Кстати, ROE у Займера выше, чем у большинства компаний финансового сектора.
Еще одно направление, которое заработает до конца текущего года, – собственное коллекторское агентство. Компания планирует использовать собственную функцию взыскания (превосходящую по эффективности существующие коллекторские агентства). В обозримом будущем следующим этапом развития этого направления станет покупка портфелей задолженности других МФО и банков.
☝️В общем, с учетом уже свершившейся значительной коррекции акции $ZAYM выглядят достойными внимания по мультипликаторам. А результаты компании радуют глаз.
©Биржевая Ключница