Ассоциация розничных инвесторов предложила изменить правила локапа – периода после IPO, в течение которого основные акционеры не могут продавать свои акции. Илья Херсонцев, исполнительный директор ассоциации, на Петербургском международном юридическом форуме 2024 предложил разделить локап на «мягкий» и «жесткий».
Мягкий локап предполагает, что акционеры должны раскрыть планы по продаже бумаг в течение шести месяцев. Это дает рынку представление о возможной продаже акций и накоплении практики после размещения.
Жесткий локап подразумевает, что акционеры, не предоставившие акции на IPO, получают отметку restricted, запрещающую продажу акций на бирже в течение трех месяцев. Это близко к принципам американского законодательства.
Сейчас локап в рамках IPO ограничивает продажу акций в течение 180 дней. Условия локапа прописываются в договоре между акционерами и организаторами IPO.
Эксперты отмечают, что регулирование локапа может повысить доверие инвесторов, но чрезмерное ужесточение может затруднить проведение IPO и создать дополнительные барьеры.