Внешнеторговый оборот между Россией и Китаем в январе-мае 2024 года увеличился почти на 3%, перевалив за 96 млрд долларов. Судя по темпу его роста по итогам текущего года он вполне может превысить уровень 2023 года, когда величина торговли между двумя странами достигла 240,1 млрд долларов.
На этом фоне Россия и КНР активно развивают свое экономическое сотрудничество в самых различных сферах, начиная от сельского хозяйства и заканчивая грузовыми перевозками (недаром же корабли китайской компании Hainan Yangpu Newnew Shipping в 2023 году совершили семь рейсов по Северному морскому пути, в 2024 году их планируется 12).
У России и КНР есть область делового взаимодействия, в который намечается подлинный прорыв — цветная металлургия. Сегодня отечественные игроки ведут масштабные поставки цветных металлов в Китай, однако через несколько лет в нем должен заработать предприятие по выпуску меди, которое намерен построить «Норильский никель».
Обывателю может показаться, что идея «Норильского никеля» реализовать подобный проект напрямую противоречит политике нашего государства, направленной на создание промышленных производств в России, и свидетельствует об отсутствии патриотизма его руководства. В реальности дело обстоит совершенно иначе, если мы примем во внимание ряд существенных фактов.
«Норильский никель» собирается переносить в КНР выплавку красного металла с Медного завода, который выпускает его еще с 1949 года. Его мощности устарели, и их работа приводит к загрязнению воздуха диоксидом серы. Его модернизация не имеет экономического смысла — фактически речь тогда будет идти о сооружении с нуля дорогостоящего предприятия, которое окупится нескоро.
Ключевым же потребителем меди на планете является Китай и вполне логичным выглядит организация выплавки красного металла на его территории: фактически предполагаемый завод окажется в центре спроса на его продукцию — медь в КНР используется для производства широкой номенклатуры плоского и сортового проката, труб, кабелей и проводов в объемах, несопоставимых с Россией, США или Европейским Союзом.
Построив металлургическое предприятие в Китае, «Норильский никель» сэкономит значительные средства, которые ему пришлось бы затратить при техническом обновлении Медного завода. Одновременно ему не надо будет конвертировать диоксид серы в серную кислоту и затем, растворяя в ней известняк, получать гипс, сушить и складировать его (по сути, закапывая в него деньги).
Транспортировать же серную кислоту на морских химовозах – занятие тоже не из разряда дешевых. Гораздо выгоднее выпускать серную кислоту в качестве попутного продукта на медном предприятии в КНР и там предлагать ее местным потребителям, например, производителям фосфорных удобрений.
Ожидать массовой безработицы после прекращения выплавки на Медном заводе не приходится. На его площадке будут создаваться мощности для сушки медного концентрата, расширятся Талнахская обогатительная фабрика и Надеждинский металлургический завод, перевалка в порту Дудинки. Для них будут организовываться рабочие места с переводом высвобождаемых сотрудников, не говоря уже о найме новых.
В конечном же счете «Норильский никель» сможет выпускать медь и серную кислоты непосредственно в КНР, продавая их тамошним клиентам и избегая санкционных рисков, заодно увеличив численность персонала на отечественных предприятиях и повысив величину собственных доходов.