Литий-ионные аккумуляторы в настоящее время применяются в самых различных видах техники, начиная от электромобилей и заканчивая ноутбуками смартфонами. Однако их слабым местом является тепловой разгон, вызываемый короткими замыканиями, — они приводят к химическим реакциям между содержащимся в аноде литием и электролитом с последующим выделением летучих газов – этилена, этана, метана и др. В итоге срок эксплуатации и производительность литий-ионных аккумуляторов могут существенно снижаться.
Теперь же ученые Шэньчжэньского университета (Китай) заявили о создании твердотельного электролита, состоящего из сукцинонитрила с добавлением триэтилфосфата и фторэтиленкарбоната.
Сукцинонитрил (он же бутадинитрил) представляет собой белое воскообразное вещество, отличающееся высокой диэлектрической проницаемостью и низкой воспламеняемостью. Триэтилфосфат усиливает его антипиренность, фторэтиленкарбонат образует защитный слой на контакте с анодом, улучшая циклическую стабильность.
Как следствие, подобный электролит может безопасность работать при больших напряжениях, выдерживая их скачки, в течение продолжительных периодов времени и может быть использован как в аккумуляторах для электромобилей, так и гаджетов.
Понятное дело, разработка китайских исследователей пока носит экспериментальный характер и до ее внедрения в промышленность еще далеко. Тем не менее в случае массового применения данного электролита открываются интересные возможности для роста производства литий-ионных аккумуляторов и расширения распространения электромобилей в мире.
Заодно же выпуск аккумуляторов с таким электролитом может потянуть за собой спрос и цены на литий. В свою очередь это будет способствовать подъему рентабельности освоения месторождений лития, в частности, Колмозерского, вовлечением в эксплуатацию которого занимаются «Норильский никель» и «Росатом».