Замминистра энергетики Сергей Мочальников озвучил данные, согласно которым, прибыльность российских угольных компаний снизилась в 1,5 раза с 2022 года. Если точнее – на 54% до 357 млрд рублей.
Главным фактором этого послужило снижение
мировых цен. Если весной 2022 года котировки были на уровне примерно $420, то сейчас – $138. Как говорится, почувствуйте разницу. В итоге, нынешняя “маржинальность компаний около нуля”.
💬
“Пока без паники. Мы остаемся в околонулевой зоне, так как сохраняем объем добычи. В угольной промышленности очень высокий уровень постоянных затрат: поддержание жизнеобеспечения шахты стоит одинаково при объеме добычи в 5 млн т в год и 1 млн т. При этом выручка во втором случае будет в пять раз меньше. Поэтому мы видим задачу сохранения как добычи, так и экспорта”.
Также замминистра отметил, что с 2022 года
рост себестоимости добычи угля составил целых 50%. Драйверами этого роста стали увеличение стоимости оборудования и логистических расходов.
По итогам 2024 года Минэнерго прогнозирует уровень добычи угля на уровне 440 млн тонн. Объем экспорта по прогнозам составит 220 млн тонн. Для сравнения: в 2023 году – 438,7 млн тонн добычи и 212,5 млн тонн экспорта. Очень слабый рост,
почти стагнация…
Теперь о более приятном.
По словам того же Мочальникова, к 2030 году объем экспорта российского угля может почти удвоиться (если точнее, увеличиться в 1,7 раза относительно уровня экспорта за 2023 год) и составить ~360 млн тонн в год.
☝️Есть важнейшая оговорка: этот потенциал станет реальным только в случае
“расширения провозной способности сети РЖД”. Сейчас логистика угля – основной ограничивающий фактор.
А теперь более приятная новость: Мочальников озвучил решение Правительства не повышать НДПИ на уголь
“после возврата курсовой пошлины на его вывоз”:
💬
“Решение принято, возврата к НДПИ не должно быть. По крайней мере, в ближайшее время”.
❓С точки зрения перспектив инвестиций в наших “угольщиков” ($MTLR и $RASP) что получается – нынешние проблемы реальные, а приятные перспективы – отдаленные и немного иллюзорные (хорошо еще, что НДПИ повышать не стали)?
📕 Есть у меня на руках свежее (от 2024 года) исследование глобального рынка угля. Так вот, там говорится, что основной потребитель угля (и партнер российских компаний) Китай вводит в строй угольные мощности в объеме большем, чем весь остальной мир.
🤔 Впечатления от таких данных двоякие – с одной стороны, эти данные говорят о росте спроса на уголь (фактор для угольщиков позитивный), с другой – в большой степени этот спрос Китай будет удовлетворять сам. Плюс, введение стольких мощностей
(в ближайшие два года в Китае будет введено в эксплуатацию более 100 ГВт угольной генерации) будет оказывать давление на цены, не давая им сильно подняться. Маржинальность российских компаний останется под вопросом.
☝️Не все так плохо. По мнению Минэнерго Китай увеличит импорт энергетического и коксующегося угля в течение 10 лет из-за ухудшения качества собственных запасов.
Мочальников считает,
“что через 10 лет Китай будет потреблять импортного угля больше, чем сейчас, – и металлургического, и энергетического. Ресурсная база страны будет ухудшаться, будет снижаться качество угля, а его нужно поддерживать. Углубление добычи на каждый метр – это рост себестоимости. Себестоимость увеличивается, а качество угля не улучшается”.
Сейчас Китай добывает 4,5 млрд тонн угля в год (в 10 раз больше, чем Россия). Из них 3,5 млрд тонн – энергетические угли (используются в тепло- и электроэнергетике).
Вводимые Китаем мощности проблему решат лишь частично, полностью закрыть спрос на уголь ими не удастся.
Но все это в чуть отдаленной перспективе.
🤷♀️ А прямо сейчас – “маржинальность около нуля”. Считаю, что котировки $MTLR и $RASP на фоне таких данных неоправданно высоки. Рост 2023 года прежние драйверы роста реализовал, ценам пора “остыть”. Ожидаю в акциях наших угольщиков коррекцию. А вот по ее окончании можно заново вернуться к оценке среднесрочных перспектив, предварительно оценив уровень мировых цен и спроса на российский уголь.
©Биржевая Ключница