Иран продавал в среднем 1,56 млн баррелей в день в течение первых трех месяцев года, почти все в Китай. У Ирана свой флот и он научился обходить санкции
Иран экспортирует больше нефти, чем когда-либо за последние шесть лет, что дает его экономике толчок в 35 млрд долларов в год, как раз в то время, когда западные страны обсуждают усиление санкций в ответ на его нападение на Израиль.
По данным компании Vortexa, Тегеран продавал в среднем 1,56 млн баррелей нефти в день в течение первых трех месяцев этого года, почти всю в Китай, что является самым высоким показателем с третьего квартала 2018 года.
Успех Ирана в экспорте нефти подчеркивает трудности, с которыми сталкиваются США и ЕС, пытающиеся усилить давление на Тегеран после его ракетной атаки и атаки беспилотников на Израиль.
«Иранцы овладели искусством обхода санкций», — говорит Фернандо Феррейра, глава службы геополитических рисков в Rapidan Energy Group в США. «Если администрация Байдена действительно хочет повлиять на ситуацию, она должна переключить внимание на Китай».
Вашингтон и ЕС готовят новые санкции против Исламской республики, отчасти для того, чтобы отговорить Израиль от эскалации конфликта с Тегераном путем ответных мер. На этой неделе министр финансов США Джанет Йеллен признала, что Иран «несомненно» продолжает экспортировать свою нефть и что «еще многое предстоит сделать» для ограничения этой торговли.
Но аналитики говорят, что Вашингтон не склонен строго соблюдать режим санкций «максимального давления», введенный в 2018 году тогдашним президентом Дональдом Трампом, ссылаясь на нежелание администрации президента Джо Байдена вводить инфляционное удушение глобальных поставок нефти в год выборов в США.
В среду государственное информационное агентство Tasnim заявило, что нефтяная промышленность Тегерана нашла способы обойти санкции, добавив, что, поскольку ее основным клиентом является Китай, она в значительной степени защищена от давления Запада.
Израильские войска сбили шквал из примерно 300 ракет и беспилотников, запущенных Ираном в выходные. Но атака — первый случай, когда Тегеран нанес прямой удар по еврейскому государству, — усилила опасения, что регион скатывается к более широкому конфликту, поскольку Израиль оценивает, как на это реагировать.
Иран предпринял атаку в отместку за предполагаемый удар Израиля по консульству в Дамаске, в результате которого погибли несколько высокопоставленных иранских командиров.
Растущая напряженность после нападения ХАМАС на Израиль 7 октября способствовала росту цен на нефть более чем на 15 процентов в этом году до 90 долларов за баррель. Но после нападения Ирана цены упали, так как трейдеры сделали ставку на то, что поставки из региона не будут нарушены. В среду нефть марки Brent, международный эталон, подешевела на 3 процента до 87,37 доллара за баррель.
Армен Азизян, старший аналитик и специалист по санкциям в компании Vortexa, говорит, что США недавно начали применять санкции против отдельных танкеров, подозреваемых в перевозке иранской нефти: в феврале были введены санкции против двух танкеров, а в апреле — еще против 13. Но, по его словам, до сих пор влияние на экспорт было «минимальным».
«Иранцы очень хорошо умеют находить лазейки», — сказал он. «Теперь они подделывают AIS (систему слежения за судами), притворяясь, что находятся в одном месте, когда они находятся в другом, и это затрудняет отслеживание их действий», — добавил он.
Азизян сказал, что за последний год размер флота, используемого Ираном для транспортировки нефти, вырос на пятую часть, до 253 судов, а количество супертанкеров, перевозящих до 2 млн баррелей нефти, удвоилось с 2021 года.
По данным компании Kpler, отслеживающей танкеры по всему миру, практически вся иранская нефть, проданная в этом году, ушла в Китай, и агрессивное применение санкций может дестабилизировать не только нефтяной рынок, но и отношения между США и Китаем.
Примерно десятая часть импорта нефти приходится на Иран, но Китай перерабатывает нефть не через государственные нефтегазовые компании, а через небольшие частные нефтеперерабатывающие заводы.
В прошлом месяце министр нефти Ирана Джавад Оуджи заявил, что в предыдущем году экспорт нефти «принес более 35 миллиардов долларов». В другой раз он сказал, что, хотя враги Ирана хотят остановить его экспорт, «сегодня мы можем экспортировать нефть куда захотим и с минимальными скидками».
Растущая добыча сланцевой нефти за последнее десятилетие сделала США крупнейшим мировым производителем и позволила Вашингтону более агрессивно применять санкции против других экспортеров нефти. В среду он вновь ввел санкции против Венесуэлы, еще одного члена картеля Opec.
Администрация Байдена также была готова выпустить сырую нефть из своих стратегических запасов и заявила, что может сделать это снова, если мировые цены пойдут вверх и поднимут стоимость бензина на внутреннем рынке.
Однако республиканцы все чаще заставляют Белый дом принять меры против продажи нефти Ираном, а также критикуют администрацию за мягкость существующих мер.
«Вопрос для администрации Байдена заключается в том, есть ли у них стимул использовать архитектуру санкций, которую администрация Трампа использовала для сокращения экспорта Ирана на 1 млн баррелей в день», — сказала Хелима Крофт, глава глобального отдела товарной стратегии в RBC Capital Markets.