Если бы это было в Америке, наверно акции ОАО МТС упали, но у нас Роисся.
У бывшего топ-менеджера МТС Ярослава Свинцова, отвечавшего в компании за мобильный контент, взломали ящик на Gmail. В открытый доступ попало 1,4 Гб переписки руководителя. Среди этих писем есть конфиденциальные документы МТС, а также пикантные подробности взаимоотношений с контент-провайдером.
В свободном доступе в Cети оказалась переписка главы ассоциаций «Наш город» и «Передовые технологии» (выполняют ряд ИТ-работ для столичных властей)
Ярослава Свинцова, который вплоть до 2012 г. возглавлял департамент интерактивных услуг МТС. В файле размером 1,4 Гб содержится порядка 4 тыс. писем Свинцова с приложениями, которые хранились в его почтовом ящике на Gmail. В письмах, помимо прочего содержится конфиденциальная информация об МТС и личных проектах Свинцова: внутренние отчеты и презентации, бизнес-планы и проекты договоров, протоколы совещаний, приказы, разбор конфликтных ситуаций с контент-партнерами оператора и т. д.
Шутка про ФСБ
Из переписки следует, что Свинцов вместе с еще несколькими сотрудниками МТС активно развивали собственный бизнес в области мобильного контента. Партнеры владеют компанией «Айс Продакшн» (делает образовательный портал «Учись с МТС» и ряд других брендированных серсисов оператора), создали совместное предприятие с «Океан-банком» для развития мобильной коммерции, перевели активы контент-провайдера Shamrock Mobile на новую компанию Shamrock Digital, приобрели провайдера Dilli Interactive и вели переговоры о покупке другого провайдера — Playfone.
Кроме того, Свинцов с партнерами придумали несколько мобильных розыгрышей (например, «Абонент звонит в ФСБ») и в качестве правообладателей получали 5% от продажи соответствующих Ring Back Tones (мелодии, заменяющие гудок) абонентам МТС. Возможно, именно по этой причине Свинцов вел переговоры с личного ящика, а в одном из писем попросил партнеров «не читать с рабочего компьютера эту переписку».
Впрочем, один из партнеров Свинцова, участвовавший во многих из попавших в сеть почтовых диалогах, уверяет, что ничего криминального в перехваченных посланиях нет. «В ноябре 2011 г. нашей команде было объявлено о предстоящем увольнении, и только после этого мы занялись сторонними бизнесами, — говорит на условиях анонимности собеседник CNews. — Кроме того я в качестве консультанта продолжил работать с МТС и другими компаниями". В МТС об этом знали».
Почему абоненту не надо показывать цену
Из переписки Ярослава Свинцова стало известно о многих неофициальных переговорах бывших сотрудников МТС
Переписка сотрудников МТС с контент-провайдерами показывает, что зачастую участники рынка мобильного контента используют некорректные приемы по отношению к абонентам. Например, при заходе абонента на веб-сайт без очевидного согласия с его стороны оформляют платную подписку. Вот как начинается письмо правообладателям, направленное из компании Shamrock Games: «Мы планируем запустить мобильный «КиноКлуб», где абоненты смогут бесплатно смотреть фильмы/сериалы, но за подписку.:-)»
Другой пример: письмо из компании TVScope (подразделение «Газпром-Медиа) относительно предстоящего запуска WAP-портала MTSFilm. В письме предлагается следующая схема работы сервиса: абонент заходит на сайт с телефона, его номер автоматически определяется, после чего ему оформляется бесплатная подписка с автоматическим переводом на платный доступ через неделю.
Автор письма жалуется, что один из сотрудников МТС настаивает на другой схеме: абонент сам должен ввести свой номер, получить SMS с кодом и затем ввести его на сайте. «Если именно так сделать, то можно проект закрывать, денег в нем не будет», — честно предупреждает представитель TVScope.
Для защиты от мошенничества МТС и другие сотовые операторы внедрили так называемые landing page (LP). Такие страницы показываются абоненту при попытке оформить подписки со стороннего веб-сайта. В связи с этим от провайдера «Инкор-Медиа» поступила душераздирающая просьба: «Люди в***али денег в рекламу. Можем сказать, чтобы убрать сейчас цену с лендинга и продержаться еще неделю? Люди хоть в ноль сработают… Иначе мне придется как-то компенсировать потери, не знаю пока как. Поймите меня правильно» (все цитаты из переписки даны с сохранением орфографии автора, — прим. CNews).
Собеседник CNews, которому была адресована эта просьба, объясняет ее так: «У «Инкор» был контракт с рекламодателем, заключенный еще до введения landing page, и он просил его продлить, но получил отказ».
Ряд писем посвящен переговорам с юристами МТС, которые настаивают на том дизайне LP, из-за которого «не будет высокого конверта» (соотношение платных подписчиков к общему числу посетителей сайта). В то же время МТС сама предоставила контент-провайдерам возможность модифицировать LP и убирать c нее логотип, причем некоторые провайдеры удалили со страницы даже цены.
Письмо, направленное партнером Свинцова в «Инкор»: «Нас сильно подставило, что вы гнали последнее время кастомный ЛП без указания стоимости. В версии кастомнго ЛП, которую мы согласовывали – стоимость была. Поэтому сразу хочу проговорить, что все подобные темы – левак не обсужденный с нами – мы мочить конечно не будем, но и ручаться за прикрытие невозможно». Собеседник CNews говорит, что он никак не мог повлиять на взаимоотношения провайдера с МТС и лишь предупредил его о своем несогласии с таким подходом
Еще в одном письме владелец «Инкор-Медиа» жалуется на то, что у его конкурента — i-Free — есть эксклюзивные возможности по взаимодействию с сотовыми операторами. “В “Билайне”, как мы помним, у i-Free был 2 года эксклюзив на мобильную коммерцию, куда они лили СРА трафик (контент-провайдер подключался к сотовому оператору через i-Free как провайдер мобильной коммерции, что позволяло значительно снизить операторскую комиссию, — прим. CNews). В нашем случае ситуация еще печальнее: i-Free уже сейчас убивают тему, подписывая модемы на все сервисы (по умолчанию пользователей модемов нельзя подписывать на сторонние сервисы, — прим. CNews). Они подкладывает гранату в пороховой склад. Тема может умереть для всех”.
Управляющий директор i-Free
Кирилл Горыняопроверг информацию о таких возможностях своей компании. «У нас не было и не могло быть никакого эксклюзива в «Билайне», эксклюзив там может быть только у одного провайдера, и вы его прекрасно знаете (речь идет о «Темафоне», — прим. CNews), — сообщил Горыня.- В МТС была лишь возможность подписывать владельцев модемов на некоторые сервисы с портала оператора, но сейчас нет и этого».
Кто считает Касперского некомпетентным
Естественно, что при высоком объеме мобильного мошенничества приходится иметь дело с потоком жалоб от абонентов. В этой связи интересны две истории, освещенные в переписке Свинцова. В одном случае контент-провайдер выражает удивление, почему сервис был приостановлен сразу же после поступления первой жалобы. На что был дан ответ, что жалобу подал некий региональный чиновник. Дальнейших вопросов не последовало.
В другом случае советник «МТС-Кубань» по безопасности написал заявление в Управление «К» МВД с жалобой на мошенничество с короткими номерами, закрепленными за Next Media. Причем один из этих номеров использовался для брендированного сервиса МТС. Участники переписки удивляются такому поведению сотрудника и предлагают провести в отношении него внутреннее расследование.
Из переписки следует, что активной борьбой с мобильным мошенничеством в МТС занимается департамент информационной безопасности (ДИБ). Например, осенью 2012 г. ДИБ проинформировал отдел по взаимодействию с контент-провайдерами о фактах мошенничества с короткими номерами провайдера «Пластик-Медиа», и, в связи с отсутствием реакции, заблокировал эти номера самостоятельно.
В другом случае ДИБ установил AOC (автоинформатор о стоимости сервиса перед его запросом) на ряд номеров «Инкор-Медиа» после обнаружения Java2Me-приложений, отправлявших без явного ведома абонента платные SMS на эти номера. Данное приложение классифицировалось «Антивирусом Касперского» как троянское. Однако провайдер выразил несогласие с такими мерами, поскольку данное приложение не является троянским, а лишь «упрощает абонентам процесс отправки SMS».
“Точка зрения “Лаборатории Касперского” (ЛК) нам известна, аналогичный вопрос возникал в «Вымпелкоме», — говорится в письме. — Мы неоднократно проводили трехсторонние встречи со специалистами службы безопасности “Вымпелкома» и представителями ЛК, в результате совместных встреч ЛК признала, что мобильный и web-трафик имеют большую разницу в алгоритмах определения вирусов, и лаборатория не обладает достаточным опытом в работе с мобильным трафиком, в отличие от web”.
Впрочем, провайдеру в итоге пришлось-таки удалить спорное приложение. Собеседник CNews объясняет возмущение контент-провайдера тем, что в МТС на тот момент отсутствовали четкие критерии того, как классифицировать мобильные приложения.
Как World of Tanks превратилась в систему денежных переводов
В переписке обнаружился и любопытный момент относительно взаимодействия с платежными системами. Так, в письме в «Океан-банк» из принадлежащей «Вымпелкому» системы Ruru (юридическое лицо — НСК) содержится просьба изменить категорию онлайн-игр World of Tanks и Innova на «денежные переводы». Это должно привести к тому, что с абонентов МТС, заплативших за данные игры, будет взиматься операторская комиссия в размере 5% вместо 11,2%.
В ответе представитель «Океан-банка» обещает помочь, но предупреждает о возможных последствиях. «Подмена категории официально не может быть согласована, и в рамках неофициальной работы с операторами нам расписок и чеков никто не дает, — говорится в письме. — Поэтому, к сожалению, я не могу 100% исключать того, что МТС попросит прекратить подмену категории и все привести в соответствие. НСК предупреждены о том, что мы переведем этот сервис в другую категорию по первому же требованию МТС. А МТС проявит снисходительность к «Билайну», когда это обнаружат. В случае чего – мы будем делать удивленное лицо и списывать все на случайную неразбериху с документами».
Представитель Ruru, инициировавший данную переписку, заявил CNews, что он лишь просил снизить комиссию по некоторым сервисам для его системы, и не участвовал в дальнейшем обсуждении. Его собеседник из «Океан-банка» также говорит, что всего лишь хотел уменьшить размер комиссии, так как этим активно пользуются конкуренты, но в итоге получил отказ.
В целом партнер Ярослава Свинцова высказал мнение, что факт взлома почты и утечки переписки является заказом против них. «Задача бизнеса — оптимизировать расходы, поэтому при чтении чужой бизнес-переписки может сложиться впечатление о каком-то мошенничестве, — говорит собеседник CNews. — Но ничего такого в наших переговорах не было. Тем более что ящик взломали в ноябре, а переписку выложили лишь в конце января, а за это время можно было многие письма подправить нужным образом».
В МТС не стали комментировать факты, изложенные в переписке, выразив сомнение в ее достоверности. «Служба безопасности сейчас проводит проверку по данному факту», — добавили в компании.
источник