WSJ: Неприятные новости не стали помехой для ралли на рынке акций Китая
04 марта 2019, 15:40
Рынок акций Китая только что завершил два первых месяца года с лучшими показателями со времен финансового кризиса, опередив рынки остальных стран мира. Причем ему не помешали неприятные новости насчет экономики страны и политической обстановки в регионе.
Одно из популярных объяснений этому состоит в следующем: инвесторы подталкивали вверх котировки в ожидании объявления MSCI об увеличении доли китайских акций класса «А» в ее популярном китайском индексе. Это объявление было сделано компанией в четверг. В таком объяснении есть разумное зерно. Goldman Sachs полагает, что мировые инвесторы, использующие индекс MSCI China, инвестирует в китайские акции 60 млрд долларов и сделают это не потому, что рынок стал привлекательнее, а лишь потому, что им нужно учесть увеличение веса китайского рынка после изменения правил.
Если причина действительно в этом, то это плохая новость для тех, кто подумывает приобрести сейчас китайские акции. Когда инвесторы покупают акции по причинам, не связанным с перспективами этих акций, цена отклоняется от должного курса, основанного как раз на этих перспективах.
Если цены повысились только по той причине, что на рынок вот-вот придет группа инвесторов, игнорирующих цены, то в такой ситуации определенно лучше быть в числе тех, кто продает, а не покупает бумаги. Безусловно, рынок – механизм, далекий от эффективности, и порой он оказывается под властью динамики, которая уводит цены еще дальше от разумных оценок, как это произошло в 2015 году. Тогда из-за неточных слухов о включении акций в индексы MSCI начался процесс, приведший к образованию ничем не подкрепленного пузыря, который лопнул и нанес болезненный удар по рынку.
Но росту акций класса «А» есть и другое, более простое объяснение: в конце прошлого года китайский рынок морально готовился к ужасным новостям, но все оказалось не так уж плохо, особенно в плане переговоров с США насчет торговли.
Цены тогда упали, и оценки опустились к кризисным уровням. Затем, в этом году, перспективы несколько улучшились, и инвесторы стали покупать акции со сниженными оценками. Возможно, ожидание решения MSCI тоже сыграло небольшую роль, но свидетельства существенного влияния найти сложно.
Самый явный признак того, что на рынке что-то пошло не так, – это ралли акций при слабом экономическом росте. В феврале индекс Шанхайской фондовой биржи вырос в долларовом выражении на 14%, что было лучшим показателем с 1992 года. Шэньчжэньский индекс набрал 22%, проведя февраль с лучшим результатом с 1993 года. В целом акции с материкового Китая провели лучшее начало года с момента разрыва пузыря 2015 года.
Однако эти индикаторы в прошлом году упали. И действительно: даже с учетом восстановления индекс Шэньчжэня с начала прошлого года все еще теряет 20%, а индекс Шанхая – 13%.
Активы, зависящие от экономики Китая, сейчас быстро восстанавливаются. Этот год пока складывается удачно для акций из секторов промышленных металлов и полупроводников. PHLX Semiconductor в составе Nasdaq и сектор железной руды набрали примерно столько же, сколько и рынок Шанхая.
Акции китайских технологических компаний показывают гораздо лучшие результаты, но ведь та же картина наблюдается и у китайских акций, к которым из-за изменений в индексе должен устремиться явно не больший поток иностранных инвесторов. Самый очевидный пример – это Alibaba, китайский ответ Amazon. Ее акции в этом году набрали 34%, хоть и котируются в Нью-Йорке.
Есть, конечно, некоторые свидетельства того, что иностранцы покупают акции меньших по размеру китайских фирм. Однако оценить воздействие на цены сложно, учитывая, как сильно на рынок повлияли торговые переговоры, перспективы стимулирования и изменения в мировой денежно-кредитной политике. К примеру, индекс ChiNext, шэньчжэньский аналог Nasdaq, в феврале в долларовом выражении вырос на 25%, получив поддержку от покупок со стороны иностранных инвесторов. Однако этому предшествовала нейтральная динамика января и прошлогодняя потеря 35%. Февральский подъем лишь помог ему догнать индекс MSCI China A Onshore, растущий в этом году, и FTSE China A50, индекс акций крупнейших компаний Китая.
В Гонконге и на площадках материкового Китая динамика в этом году чуть хуже, чем у акций класса «А», что соответствует ожидающемуся росту покупок акций этого класса. Судя по индексу Hang Seng, материковые акции на момент закрытия торгов в четверг набрали 20,1%, тогда как в Гонконге рост составил 18,9%. Однако эта разница – не редкое явление, и она полностью объясняется сессией понедельника, удачно прошедшей для акций класса «А».
После объявленного в четверг решения MSCI пятница для акций класса «А» прошла хорошо. Однако рост на 2,5% в сравнении с 1,6%, зафиксированными у соответствующих акций Гонконга, – разница не кардинальная. Это немного, если сравнивать с пузырем 2015 года, когда отрыв акции класса «А» составлял 10 процентных пунктов.
С учетом вышесказанного решение MSCI, скорее всего, позволит китайским акциям сформировать более прочную связь с мировыми рынками. Сейчас в индексе MSCI акции класса «А» учтены на уровне 5% от рыночной стоимости. В итоге в индексе преобладают акции с рынков Гонконга и США. К ноябрю этот уровень повысится до 20%, и право на включение в индекс получат акции средних по размерам компаний и бумаги из ChiNext.
Вряд ли пузырь 2015 года повторится так скоро, особенно когда сохраняются серьезные экономические опасения. Но инвесторы, настроенные на покупки, могут порадоваться, что акции с китайского рынка все еще достаточно дешевы, даже с учетом сильного роста. Согласно Refinitiv, акции в Шэньчжэне торгуются к предполагаемой прибыли за 12 месяцев на уровне 14,5х. В конце декабря был достигнут минимум с 2008 года. Шанхайский индекс, имеющий мультипликатор 10,1х, все еще находится по этому показателю ниже минимума 2008 года. Однако пять лет назад из-за большого веса испытывавших проблемы банков и устаревших госкомпаний форвардный мультипликатор был на отметке 7х.
В целом складывается впечатление, что рост на китайском рынке в основном связан с надеждами на торговое соглашение с США и на государственное стимулирование, а также с тем, что Китай более склонен к сильным взлетам и падениям, чем мировые рынки. Подъем этого года значителен, но в прошлом году произошло значительное падение, и инвесторы могут быть уверены, что событий, подобных безумству 2015 года, сейчас не происходит.