Любопытный кейс.
МИНОРИТАРИЙ в СУДЕ:
Очень обширная статья вышла в Форбс, по поводу спора о национализации акций миноритариев в Соликамском магниевом заводе
Несмотря на решение суда, отменившего изъятие акций Соликамского магниевого завода у части акционеров, ценные бумаги пока находятся под арестом, торговать ими нельзя. А Генпрокуратура, проиграв иск в апелляции, оспаривает его в кассационной инстанции.
Генпрокуратура не оставляет попыток изъять все акции миноритариев Соликамского магниевого завода (СМЗ) в пользу государства.
Суд первой инстанции согласился с доводами прокуратуры и постановил изъять акции у миноритариев. Но после вмешательства ЦБ — а там произошедшее сочли грубым нарушением прав инвесторов — апелляционная инстанция поменяла решение. Правда, изымать акции суд передумал только у тех, кто покупал их на бирже. У всех, кто приобрел на приватизации в 1990-х, их все равно отберут. Прокуратуру этот результат не устроил, и она подала кассационную жалобу.
Теперь дело СМЗ из Перми уехало в Екатеринбург — кассацию рассматривает Арбитражный суд Уральского округа. Первое заседание состоялось 25 августа, на нем представитель Генпрокуратуры заявил о правовой коллизии. Пока дело рассматривалось в Перми, Генпрокуратура и «Росатом» предложили миноритариям выплату компенсаций по 9600 рублей за каждую изымаемую акцию при условии, что инвесторы откажутся от дальнейших претензий. И часть инвесторов (1100 человек, чуть меньше половины миноритариев) это соглашение подписали. Но его условием было, что решение об изъятии акций судом первой инстанции останется неизменным. Из-за имеющегося решения апелляционного суда, частично отменившего национализацию, создана правовая коллизия, сетовал представитель прокуратуры в беседе с «Интерфаксом».
По мнению представителя Генпрокуратуры, если бы не решение апелляционного суда, то компенсацию бы получили все. «Если решение первой инстанции [изъять все акции] будет сохранено, то люди могут продолжить присоединяться [к соглашению о компенсации]», — сказал представитель Генпрокуратуры, которого цитирует «Интерфакс».
И выходит, что Генеральная прокуратура, наоборот, теперь защищает права акционеров. «По сути, Генеральная прокуратура предлагает кассационному суду вместо проверки законности ранее принятых по делу судебных актов ограничиться некой «социальной справедливостью» в интересах отдельной группы миноритариев, готовых на все, лишь бы не лишиться прав на акции», — говорит партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель.
Если кассационный суд Уральского округа согласится с доводами прокуратуры и восстановит решение суда первой инстанции, миноритарии вновь лишатся права на свои акции, купленные на бирже, говорит юрист адвокатского бюро NSP Александра Игнатьева. Но они зато смогут получить компенсацию, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Астериск» Владимир Хантимиров.
Между тем Арбитражный суд Уральского округа отложил рассмотрение кассационной жалобы на 24 сентября. Александра Игнатьева из NSP допускает, что рассмотрение дела займет еще длительное время, а финальную точку в нем будет вообще ставить Верховный суд. «Это особенно интересно на фоне возможного назначения Игоря Краснова (нынешнего генерального прокурора) на пост председателя Верховного суда», — отмечает она.
Учитывая, что прокуратура выигрывает практически в 100% случаев, решение апелляционного суда по делу СМЗ выглядит «пощечиной», добавляет Сергей Учитель из Pen & Paper. Как и Игнатьева, он считает, что последнее слово будет за Верховным судом. «Позиция судебной власти по данному вопросу вполне может измениться, и мы в очередной раз, в духе сегодняшнего времени, можем стать свидетелями того, что в основе судебного акта будет положен принцип «классовой целесообразности», — говорит Учитель. Он считает, что риски потерять все у миноритариев остаются.
Представитель миноритариев, управляющий партнер юридической фирмы Law & Capital Виктор Обыденнов считает, что в кассации дело устоит, поскольку у миноритариев сильная позиция. Он, в частности, отмечает, что апелляционный суд счел защиту прав инвесторов публичным интересом Российской Федерации.
Александра Игнатьева тоже считает, что у Генпрокуратуры меньше шансов, в том числе и потому, что ее выигрыш может отпугнуть инвесторов от фондового рынка. «Стоимость активов СМЗ, за которые борется прокуратура, несоизмерима с тем эффектом, который может произвести это дело на настроения инвесторов».