Блог им. smoketrader

Ликвидность: банки, платежные системы и... ЗВР.

Обобщу то, что было ранее известно и, что «добавилось»:

Банки:
  • ВТБ, Открытие, Совкомбанк, Новикомбанк – список SDN – блокирующий список, все активы заморожены и запрет на ведение любых дел с банком.
  • Сбербанк – американские банки обязаны закрыть корр.счета Сбера и его «дочек» к 26.02 и начиная с этой даты не имеют право проводить транзакции с участием Сбербанка.
  • Ограничение на привлечение капитала – ГПБ, РСХБ, Альфа-Банк, МКБ
Во всей этой истории пока «отскочил» Уралсиб...

Многие банки еще с начала недели работали через альтернативный долларовый канал Сбербанка, минуя «прямой» Голдман.
Однако, до 26.02 (как написано выше) этот канал потерял актуальность.

Вцелом, можно предположить, что трудности расчетов в валюте будут, хотя, частично нивелируются при расчете через СПФС (к которому активно подключаются «партнеры» — расчеты нужно же вести хоть как-то). 

Ипотека:

  • Совкомбанк приостановил выдачу ипотеки с 12:00.
  • Альфа-банк с сегодняшнего дня взвинтил ставки до 14,49% на строящееся жилье и 14,79% на готовое.
  • А Уралсиб – до 17,29-17,99% годовых. По сути, это «заградительные ставки», памятные с января 2015 года.
  • ДОМ.РФ — 13.0-13.1%.
  • Даже «Абсолют-банк» прибавил 2 пп, в том числе, по ранее одобренным заявка

Санкции на компании:

Запрет на привлечение капитала через выпуск долга/акций: Газпром, Газпромнефть, Транснефть, Ростелеком, Русгидро, Алроса, Совкомфлот, РЖД.

Платежные системы:
  • VISA — Накануне вторая международная платежная система Visa приостановила оказание услуг Промсвязьбанку. Она отметила, что не будут обрабатываться внутринациональные и международные операции по картам Visa этого банка и транзакции в торгово-сервисных предприятиях, обслуживаемых кредитной организацией. Компания пояснила, что решение принято для исполнения требований США, которые внесли Промсвязьбанк в санкционный список.
  • Mastercard – предупредила попавшие под санкции российские банки от их исключении из системы.

  • НСПК — Карты российских банков, попавших под «блокирующие» санкции, продолжат работать внутри страны даже в случае приостановления их членства в международных платежных системах, пояснили РИА Новости в пресс-службе Национальной системы платежных карт (НСПК).

  • SWIFT — США «всерьез» задумались о том, чтобы добиваться отключения России от банковской международной платежной системы SWIFT, написал Bloomberg со ссылкой на осведомленные источники. Тут повторюсь, есть альтернатива в лице СПФС (хоть какая-то).
Провайдер — ЦБ РФ. Начало положено в 2014 году, когда были «сомнения» относительно Свифта в РФ.
Цели создания — дублирование функционала Свифта на отечественной платформе (на «черный день»). 
На текущий момент в СПФС 400 участников. Обеспечена возможность участия в СПФС — иностранцам.
С июля 2019 ЦБ РФ вправе оказывать возмездные услуги по передаче фин.сообщений российским юр.лицам (статья 46.1 ФЗ о ЦБ РФ).
Тип операций — передача и контроль фин.сообщений в форматах SWIFT MT, передача сообщений в форматах клиента, настройка клиентом списка своих контрагентов и типов принимаемых от них фин.сообщений. 
ЦБ РФ утверждает, что пользование СПФС — будет в свободном порядке (а не добровольно-принудительного характера, когда ЦБ РФ выпустит нормы, обязывающие банки работать по платежам через данную систему). 


  • США задумались о введении санкций против ЦБ РФ. Ограничения могут затронуть значительную часть валютных резервов на общую сумму $643 млрд.    
Из обзора ЦБ РФ мы видим следующее «распределение»:
Ликвидность: банки, платежные системы и... ЗВР.

Обзор раз в полгода, поэтому не исключено, что «критичные» (как сейчас понятно) доли были изменены.
Посчитаем %% возможной блокировки: примерно 48% = $308 млрд.

Цифра внушительная. Но, раз уж «играем без правил»...
Не стоит забывать про имущество «Западных партнеров» на территории РФ.
Зеркальные меры на блокировку ЗВР — блокировка активов здесь. И это далеко не несопоставимые суммы.
Exxon, BP. GDR, ADR. Опять же внешний долг «партнеров»...  
 

ЦБ РФ (меры поддержки):

ЦБ объявил о новых мерах по поддержке финансового рынка:

  • Послабления по нормативам краткосрочной ликвидности для системно значимых банков и брокеров до 31 декабря 2022 года.
  • Страховщики смогут рассчитывать обязательные нормативы по курсу рубля на 18 февраля 2022 года (тоже до 31 декабря).
  • ЦБ до 30 июня отменил ограничения на полную стоимость потребительского кредитов для банков.
  • ЦБ намерен до нуля снизить дополнительные ставки страховых взносов для банков-участников системы страхования вкладов.
Т.о. риск-параметры на банки будут пересмотрены с понедельника (не точная отчетность по сути — смотрим за ликвидностью).  
Конечно же есть уже инсайды по ликвидности, в соответствии с ними будем принимать решения.

----------------------------------------------------------------------------------------

Размышления:

Хотел бы заметить, уже неоднократно на разных ресурсах обсчитывали наш экспорт газа. 
Да, наши объемы поставки невозможно заменить. Их будет невозможно заменить еще лет 5-10. Замена требует глобальной модернизации газопроводов, перераспределения контрактов и добычи. Это все совсем не просто. Также как и доставка СПГ танкерами. Долго, дорого.
Кто за это будет платить? США? 

Газопровод в Азербайджане нужно развивать, чтобы нарастить мощности.
У Катара «расписаны» поставки по 2027 год и в более дорогую Азию. Во-первых срыв поставок, во-вторых — кто оплатит? 

Прошу обратить внимание на инфляцию в мире. В ЕС, в США — крайне высока и, я бы сказал, не свойственна этим странам. Да, они зашли низкими ставками туда и сейчас «расплачиваются» инфляцией. Тоже самое мы видим у нас, после 4,25% ключевая в 2020 — инфляция (ну вы в курсе как все подорожало). На Западе — все тоже самое ±. Соответственно, при такой инфляции — как платить за газ?

Также, газ — это не только обогрев зимой. Это охлаждение летом и, что немаловажно, это создание удобрений. Они (удобрения) «образно» это 70% потребления газа при создании. Нет газа = нет удобрений = сокращение урожайности = рост цен = ускорение инфляции. 

Спасибо Lannik за иллюстрацию моих «размышлений»:
Ликвидность: банки, платежные системы и... ЗВР.



П.С.

Конечно, для экономики то, что есть — крайне плохо и «разруливать» все это мы будем продолжительное время. 
Я — не политик и не готов обсуждать политику.

П.П.С.
Любой политический оффтоп = бан.


★29
68 комментариев
Отличный пост, без эмоций и т.д. Спасибо!!!
По ощущениям как думаете, доллар откроется завтра??
avatar
Геннадий А., доллар-рубль на бирже — с утра, скорее «стоп-торги», хотя там ЦБ РФ «сидит». Мне сложно комментировать — мы рублевая компания и я валюту только в биржевом терминале (MXT) вижу. Завтра пообщаюсь с крупнейшими банками — будет более понятно. В крайнем случае — дискретный аукцион.

Вцелом, будет идти де-долларизация. И к концу года — «юанизация».
Анекдот про «кока-кола — 3 юаня» считаю пророчеством.

Повторюсь — валютные депозиты ЮЛ (я здесь имею в виду, конечно же крупный бизнес) в пн. ожидается будут возвращены рублями. Завтра узнаем.
avatar
Smoketrader, интересно 🤔

Да, будем посмотреть. Хочу завтра часть бумаг скинуть, если дадут не ниже недавних лоев хотя бы, но что делать с рублями пока непонятно.
avatar
Геннадий А., а смысл?
и что с рублями делать, это правда вопрос.
Валерий Иванович, ИИС и ОФЗ… тем более, что ходят разговоры про 10-летние ИИС3.
avatar
Smoketrader, думал пр офз,
но,
всё-таки планирую докупать наши компании, как и делал это все годы.
если не веришь в Россию и наши компании, то и жить тут особого смысла нет.
Валерий Иванович, альтернативы нет… разве что китайский рынок…
avatar
Smoketrader, именно.
китайцы очень зависимы от гос регулирования.
сильнее нашего. 
там все-таки компартия и военные до сих пор управляют страной 
Геннадий А., откупать ниже, что ещё то… если получится удачно слить.
avatar
Smoketrader, 
Повторюсь — валютные депозиты ЮЛ (я здесь имею в виду, конечно же крупный бизнес) в пн. ожидается будут возвращены рублями. Завтра узнаем.

А физикам?
avatar
aks19, (это только пара обсуждений + догадки/выводы): думаю, что до 10.000 — может быть вернут и долларами, но запасы у касс — ограничен. Заказывать придется. И ждать.
Более крупные — скорее конвертнут — можно попробовать договориться, чтобы в юани… к примеру.
avatar
Smoketrader, а курс? Там сейчас курс не гуманный…
avatar
Smoketrader, 
до 10.000 — может быть вернут и
(1) есть ли смысл раскидывать тогда по разным КО?
(2) юридически как это все (может) оформится? — будут ли все КО (только СЗКО) в этой части в одинаковых условиях (под страхом «обнуления» лицензии)

(3) у СЗКО сейчас есть прямые (fx) коррсчета на друг друга или ч/з ЦБР — т.к. судя по реквизитам по крайней мере 2 основные валюты гоняют строго свифтом и ч/з ЕСовские и штатовские Intermediary


з.ы.
честно говоря, готов был допустить такое в 13-14м,
avatar
flextrader, 
Ну пока 4 дня и из них 2 выходных. Сложно прокомментировать — только додумывать..
1. Не факт, что есть смысл. Более того, если госбанки обещали поддерживать — вопрос будут ли поддерживать остальных… И как долго будут госов поддерживать? Показатели текущей ликвидности еще ДО 24.02 были «не очень». 
2. Юридически — вывод собственных средст. Если мы про валюту через кассу ФЛ.
3. «Гоняют» не попавшие под санкции банки. Вопрос как долго и не будут ли накладывать заморозку на счета обычных ФЛ?! 

В кризисы: засыпает белый рынок и просыпается мафия :) 
avatar
Выглядит сейчас все конечно катастрофически. Видимо это форсированный переход запада на альтернативную энергетику.
avatar
NelEvg, это существенно дороже газа. Развивается годами, запускается сложно. В моменте, не перейти. Переход = инфляция. 
avatar
Smoketrader, за все приходится платить. Инфляция уже вышла из под контроля. Скорее всего произойдут дефолты в мире
avatar
NelEvg, согласен
avatar
Smoketrader, все уже давно делалось. сейчас за лето повключают все возможные варианты и наложат на россию полное эмбарго. Будет новая Венесуэлла.
avatar
Степан, если бы делалось = работали бы в этом… а оно пока «не летает». 
Да, есть. Но сильно дороже. Это у нас под санкциями стоит вопрос — дорого, но работает. А там — инфляция 10% это будет — «аут».
avatar
Smoketrader, есть более ёмкое слово:)
Smoketrader, что не работает? в Германии альтернативная энергетика в отдельные дни полностью покрывает потребность в электричестве. Инфляция у них уже есть, так что полный переход могут завершить раньше, чем ожидалось.
avatar
Smoketrader, в моменте нет. Но у них есть еще и время и альтернативы. У нас их нет.
avatar
что есть.
свифт выкл
резервы цб выкл.
осталось — эмбарго.
этого не будет,
т.к.:
цены на все ресурсы дико вверх.
этого не могут себе позволить англосаксы.
их порвут сами жители.
американцы уже бастуют.
что мы можем?
также, как и в прошлые кризисы развивать собственные производства.
помню все наши кризисы,
каждый из них давал резкий скачек экономики.
имхо  
Валерий Иванович, к сегодняшнему дню мы так и пришли по сути…
2014 дал скачок — и появился СПФС, НСПК. ЗВР сократили «там» и перевели в другие места. Начали развивать то, чего ранее небыло. Все это длительный процесс...

СВИФТ — не весь и не всем. При том, что развивается СПФС. Про него добавил инфу в пост (это еще несколько лет назад было).
avatar
Smoketrader, жаль, что так и не начали торговать нефтью за рубли на СПб-бирже, как собирались. Хорошая была идея, сейчас бы такой механизм очень пригодился.
avatar
Smoketrader, до СПФС был БЭСП, вместо НСПК — ОРС. Так что ничего в этой сфере принципиально не изменилось
avatar
Александр Черников, да, все так. БЭСП, рейсы/НОП... 
avatar
Валерий Иванович, все прошлые кризизы внешние рынки были более менее открыты для российской экономики. Чем сейчас заменять процессоры, софт, посевной материал, племенное поголовье, станки, запчасти для самолётов?
avatar
XuMuK, не обладаю компетенцией для ответа на этот вопрос, а нести чуть не хочу,
чего и всем советую.

Загонят нас в автаркию, будет начало XX века, потому и стояли паровозы в отстойниках… Надежда на свои технологии может оправдаться через 9-11 лет…
ПОВТОРЯЮ, ПОЛИТИКА = БАН.
avatar
Elochka, спасибо
avatar
Спасибо, отличный пост. Можно поподробнее про Уралсиб? Вроде не связан ни с оборонкой ни с государством напрямую.
avatar
Валерий Крылов, банк санированный частным лицом...
Вроде не связан, судя по тому, что в первые дни не «влетел» ни в какой список...  
avatar
Smoketrader, Да, поэтому удивило, что вы про него написали…
avatar
пока все мероприятие не закончилось и санкций как таковых не было, а те что есть сделаны для красивой инфографики и заявлений разных функционеров с целью оправдать собственную нужность или набирать политические очки на местах.
более менее понятно будет через месяц. ну и многое зависит от того как пройдёт операция в целом.
avatar
трикота, прошло три дня и выводы делать невозможно...

avatar
Что может грозить рублёвым активам физлиц в втб в перспективе?
avatar
Rale, сейчас сложно делать выводы… пока есть поддержка ЦБ РФ. 

Вцелом, у многих банков баланс активы до 30 дней/пассивы до 30 — выглядят не очень… а показатель ПКЛ так вообще похуже...
Это началось еще в «ковидные времена» и вряд ли улучшилось. 
avatar
1. Я смотрю этот список www.cbr.ru/psystem/mes/perechen-pol-zovateley-spfs-banka-rossii/ и вижу в нем:
135.  ВТБ Банк (Европа) СЕ (Германия)

267.  ПАО Банк «ФК Открытие»

Не понимаю: банк из Европы все равно не может посылать перевод евро в Банк Открытие? Т.е. банк из Европы до ВТБ Европа через SWIFT, а из ВТБ Евпора до Октрытие через СПФС.
avatar
aks19, запрещено работать с банками и их «дочками».
Т.е. на ВТБ/Открытие и т.д. (в SDN) не разрешено платить.

Могут ли они меж собой провести — не знаю, не изучал процесс.
avatar
Smoketrader, так Sdn — это доллары. Или евро тоже?
avatar
aks19, да, доллары. Но санкции ЕС там очень близкие.
avatar
Хороший обзор, спасибо. Как думаете, что делать с долларами на валютной секции московской биржи. Всмысле продавать их или не дадут?
avatar
Gypsy, сложно в моменте комментировать.

Что может быть: существенный рост курса при «проблемах» с ЗВР и запрет на операции (внутри страны) — переход в теневой сектор. Но их с биржи придется «пробрасывать» через брокеров и выводить долларами через кассу (как и с какими рисками?!). 

Еще вариант: доллары принудительно проконвертируют в рубли по курсу. И вернут рублями.  
avatar
Smoketrader, на данный момент евро заморозили насколько я знаю, доллар пока в обсуждении. Поэтому цб пока сможет продавать доллары по идее.
avatar
Хороший обзор, спасибо!
avatar
Спасибо за инфу!
Вопрос: будет ли ликвидность во фьючах номинированных в валюте и не введут ли внешние ограничения на ммвб по этим инструментам? Спасибо.
avatar
андрей молисов, не могу прокомментировать, т.к. я «идейный противник» ПФИ еще со времен FORTS. «Противник», потому, что хеджить курс дешевле через форварды/опционы у банков, с которыми ЮЛ работают. Прошлой весной (2021) мы послали запросы на хедж в банки и на биржу… Биржа, ниразу не дешевле получается. 

В биржевом терминале «срочка» есть, но я ее особо не смотрю... 
avatar
о, мой прекрасный УралСиб! 
avatar
П.П.С.
Любой политический оффтоп = бан.
Поддерживаю!
Миноваловский «Авангард», походу, дождался-таки своего звездного часа — как Альфа после 98-го.))
avatar
Вопрос тут только один — газ то принимать будут, а как будет происходить оплата?
если хотят воздействовать на ЦБ РФ?
Это по сути не торговля газом тогда — а передача газа

Ведь его и сейчас качают.
Непонятно…
avatar
Спасибо большое за такую грамотно оформленную и сжатую подачу материала о текущей ситуации.
avatar
Как думаете, не будет ли дефолта по облигам Втб и альфа?
avatar
Konstantin2203, на следующей неделе будет более понятно. Т.е. многое принимается в выходные… Прокомментирую на неделе.
avatar
Smoketrader, Добрый вечер, будите менять брокера ВТБ? Если будете, то на кого?
avatar

Спасибо! Очень полезный пост. И обсуждение.

Вот что интересно:
При такой раздаче по банкам, действительно, а каким образом наши европейские «партнеры» собираются за газ платить. тем более что:

And this is confirmed:

European utilities are set to buy tomorrow more Russian natural gas (from Gazprom) via Ukraine pipelines.

Yes, you read that right: Europe will be buying more natural gas. From Russia. Via Ukraine. Tomorrow.

Андрей Тропичев, 

Я вот думаю, что если бы через ВТБ и Сбер шла оплата за газ — их бы тоже не тронули?! 
avatar
«Да, наши объемы поставки невозможно заменить. Их будет невозможно заменить еще лет 5-10.»

Хорошо, что будем делать через «лет 5-10»? Развивать экономику и технологии в других сферах нам теперь будет гораздо сложнее, хотя и раньше процесс шел ни шатко не валко.
avatar
Liquidator, думаю, стоит все-же подождать хотя бы неделю, чтобы «понимать тренд».
Да, будет сложнее. Но не только нам. Мы привыкли жить со ставками 10+.
Привыкли, это факт.

А вот ЕС и США — нет. Подождем — увидим. 
В моменте санкции и ноуСВИФТ — это давление на население, которое, в большинстве своем финансово безграмотное. И если население завтра побежит в банки — это самое население и вгонит банковскую систему в дно. 
А вот если уроки финграмотности не прошли даром — есть шанс пережить. Трудно, но пережить.
avatar

Газ это серьезная немецкая нефтехимия. Собственно, немцы об этом говорили еще Трампу про его СПГ: «наше производство станет нерентабельным на СПГ.»



avatar
Lannik, спасибо за наглядную иллюстрацию, поставлю в пост.
avatar
спасибо, содержательно.
avatar

теги блога Smoketrader

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн