комментарии Алексей - Трейдинг на форуме

  1. Логотип Татнефть
    Мы продолжаем публикацию цикла статей доцента Финансового университета при Правительстве России Леонида Крутакова о становлении и кризисе актуальной модели мировой экономики под общим названием «Нефтяной Рубикон».

    В начале XXI века на мировом нефтяном рынке ярко проявилась новая тенденция: доля стран ОПЕК в объеме запасов и добычи нефти вновь стала возрастать, а доля западных стран – падать. Одновременно ухудшились параметры ресурсной базы – количество открываемых геологами крупных месторождений резко пошло на спад. И именно эти факторы во многом предопределили программу «демократизации» Ближнего Востока, заявленную президентом Соединенных Штатов Джорджем Бушем-младшим в 2004 году, и последовавшую за ней «арабскую весну». Ситуация для США обострилась в связи с распадом монополярного мира и повышением роли России в глобальной политике.

    Перевод управления рисками глобального рынка нефти из неформальной сферы на регулируемые биржи под контроль Wall Street имел под собой веские основания. Любое рациональное действие всегда мотивировано (причина – цель). Причины «бумажного бума» 2000-х годов в общих чертах понятны: истощение нефтяных запасов, сокращение глобальных резервов под expected credit losses. А вот чтобы понять цели, надо взглянуть на глубину и географию истощения запасов.

    География падения

    Истощение запасов нефти – явление не линейное, происходит оно не ровным слоем по поверхности планеты, а сегментированно. В финансовом измерении истощение запасов выглядит общим бедствием, а в реальности оно быстрыми темпами наращивает конкурентное преимущество одних стран перед другими.

    Первыми жертвами «общего бедствия» пали месторождения, которые после 1973 года «размыли» долю ОПЕК и создали ситуационный энергетический профицит, чтобы на его волне запустить «бумажный рынок».

    Сократившаяся в два раза рыночная доля ОПЕК с 1988 по 2008 год вновь отросла до 63,3%, экспорт вырос с 13,5 до 24,2 млн барр/сут. Общий удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте сырой нефти превысил 73%. Параллельно падала доля развитых стран Запада.

    В Северном море общая добыча за семь лет снизилась на 40% (до 1,6 млн барр/сут), дебит крупнейшего месторождения Forties к 2005 году упал в 7,5 раз (с 0,5 млн до 65 тыс. барр/сут). Норвегия пик добычи прошла в 2001 году (3,4 млн барр/сут).

    В 2007 году Минэнерго США прогнозировало, что к 2030 году добыча Норвегии упадет до 1,4 млн барр/сут, а Англии – до 0,5 млн барр/сут. Производительность крупнейших нефтяных полей Северной Америки, где добывается около 50% сырья, достигла пика еще в 1983 году.

    Вопрос не в точности прогноза, а в том, что прогнозируемые риски и угрозы требовали адекватных ответных действий со стороны регулятора глобального кредита.

    В 1988 году на Северную Америку приходилось около 10% мировых достоверных запасов нефти, к концу 2000-х годов данный показатель упал до 5,6%. А доля Латинской Америки и Африки выросла с 13 до 20%.

    Еще больший диспаритет сложился в области прав доступа к мировым запасам нефти. К 2008 году 88% запасов перешли под контроль национальных компаний, доля международных компаний снизилась до 6%, а доля пятерки мейджоров – до 2,3%.

    Глубина падения

    Помимо географии сокращения мировой энергетической базы не менее важным аспектом является изменение ее качества. Объем добычи и уровень запасов падают на «старых» месторождениях (так называемые мегапроекты), обеспечивших промышленный бум и рост потребления.

    Мегапроекты давно себя окупили и перешли в режим условной сверхприбыли, обеспечивая тем самым эпоху низких цен. В соответствии с нефтяным «парадоксом Триффина», своей доходностью они покрывали инвестиции в разработку «новых», без них не окупаемых, месторождений.

    Все открываемые после 2000 года месторождения меньше, а главное «дороже». Во-первых, меньший объем запасов (срок окупаемости) сокращает общее кредитное плечо. Во-вторых, расположены они либо за Полярным кругом, либо на глубоководном шельфе (часто и то, и другое вместе). «Во-первых» и «во-вторых» повышают объем первичных инвестиций и требуют более высоких цен на выходе.

    Средний размер открываемых в 2000-х годах месторождений сократился в пять раз (с 250 до 44 млн барр. н. э.). Крупными стали считаться месторождения с объемом в 1,0–1,9 млрд барр., что в десятки раз меньше объемов, которые считались крупными в 1970-х годах. Сократилось также и общее количество открытий: в 2000–2005 годах – 2,4 тыс., в 1986–1990 годах – 2,7 тыс. месторождений.

    В 2007 году Ассоциация американских геологов-нефтяников (AAPG) констатировала: прирост мировых конечных извлекаемых запасов мегаместорождений упал с 262 млрд барр. в 1970–1980 годах до 105 млрд барр. в 1990–2000 годах. А их доля снизилась с 56,8% до 43,4%. В объеме конечных извлекаемых запасов доля двадцати самых крупных месторождений составила всего 14,9%. Десять из них были открыты более 50 лет назад.

    В 2004–2005 годах запасы жидких углеводородов восполнялись только на 80%. В 2007 году на конференции IHS – KNOC Conference Energy в Токио отмечалось, что 88% прироста доказанных запасов нефти в мире в последние двадцать лет являются аналитической переоценкой прежних запасов, а не результатом открытия новых.

    Если раскладывать мегаместорождения по их правовой (национальной) принадлежности, то картина выглядит еще печальней. На момент кризиса 2008 года в мире насчитывалось примерно 50 тыс. месторождений, из них крупнейшими являлись около 500 (1%), подавляющая часть (46%) принадлежали странам ОПЕК.

    Финансовый предел

    В свете приведенных цифр программа демократизации Ближнего Востока, заявленная 43-м президентом США Джорджем Бушем-младшим в 2004 году, и последовавшая за ней «арабская весна» обретают новые (густо-черные) краски.

    За месяц до вторжения США в Ирак в 2003 году журнал Time писал, что запасы нефти Ирака могут полностью обеспечить все импортные потребности США в течение ближайших ста лет.

    К 2008 году пузырь долговых обязательств, обеспеченных доходами вероятностного будущего, достиг предела. Причиной очередного рыночного фиаско стал не внезапно разразившийся финансовый кризис (кассовый разрыв), а рост вариативности будущего – конец «конца истории», распад монополярного мира и появление сопоставимых с США военно-политических игроков (фронтменом здесь выступает Россия).

    Предупредительный выстрел прозвучал в 2003 году – Россия политически (с использованием национального законодательства) заблокировала сделку Михаила Ходорковского по продаже ЮКОСа ExxonMobil и стала возрождать национальную «Роснефть».

    Мюнхенская речь Владимира Путина в 2007 году была уже 1001-м («китайским») предупреждением Вашингтону о нарастающих противоречиях. Окончательно проект «общего» (но с разной национальной судьбой) будущего разрушила Доха.

    Провал переговоров в рамках ВТО об открытии кредитно-денежных систем Бразилии, Индии и Китая многократно нарастил число внутренних степеней свободы мировой хозяйственной модели (риски). Модель к этому моменту достигла предела развития (отсутствие внутренних демпферов) и «отыграть» новый вызов «мирно» в рамках конструкта уже не могла.

    Хозяйственные противоречия вышли в военно-политическое пространство. Теперь решение вопроса требует иных подходов, принципов и участников переговорного процесса…
  2. Логотип Татнефть
    В то же время стратегический резерв нефти в стране сократился на 5,8 млн баррелей, или на 1,2% — до 492 млн баррелей, уточняет министерство. При этом с начала года этот показатель упал более чем на 100 млн баррелей.

  3. Логотип Татнефть
    Пару ураганчиков не хватает в Мексиканском заливе
  4. Логотип Татнефть
    Управление энергетической информации Минэнерго США (EIA) опубликовало данные о запасах нефти и топлива в США за неделю, завершившуюся 1 июля 2022 г.:
    📈коммерческие запасы нефти — 423,8 млн барр. (+8,234 млн барр. за неделю),
    📉запасы в хранилищах SPR — 492,028 млн барр. (-5,84 млн барр.),
    📉запасы бензина — 219,112 млн барр. (-2,496 млн барр.),
    📉запасы дистиллятов — 111,135 млн барр. (-1,266 млн барр.),
    📊добыча нефти — 12,1 млн барр./сутки (б/и).
  5. Логотип Татнефть

    Алексей, там бензина не хватает что ли?

    Расим Касимов,
    Не хватает — цена очень низкая — откройте цены на бензин в Казахстане
    В интернете
    Все там закупаются впрок
  6. Логотип Лукойл
    Российские компании заходят в Карабах.

    Как сообщает @AzeSputnik в регионе начинают работу «КАМАЗ» и «Лукойл».

    ▪️Азербайджанская дочка нефтяного гиганта уже открыла первую АЗС в Физулинском районе.

    ▪️«КАМАЗ» в ближайшее время займется строительством в промышленном парке в Джебраиле.
  7. Логотип Татнефть
    🇰🇿Казахстан с 12 июля запрещает вывоз бензина и дизеля из страны на автотранспорте.

    Можно вывезти лишь то, что находится в заводском баке автомобиля, плюс переносная ёмкость не более 20 литров.

    Ограничения будут действовать полгода с целью не допустить дефицита на внутреннем рынке, сообщает @sputnikKZ
  8. Логотип Татнефть

    Алексей, учитывая, что в этом году насосали все неплохо с дивидендами, а у «газпромовцев» до сих пор красный шарик на ремнях во рту, будет хорошо, если вообще хоть что-то заплатят. Но жаба внутри говорит, что хочется, чтобы было 32!!!

    Metzger,
    Ситуация с Газпромом печальная! Я думаю они уже сами не рады что приняли такое решение! Надо его отменять!
  9. Логотип Татнефть
    В ЮАР цены на бензин побили исторический рекорд

    Правительство ЮАР объявило в понедельник о повышении с 6 июля на национальных АЗС цен на дизель и бензин. Таким образом, они достигнут исторических максимумов, сообщил местный телеканал ENCA.

    Цена литра бензина марки АИ-93 повышается на 2,37 ранда, марки АИ-95 — на 2,57 ранда, дизеля — на 2,3 ранда, пишет ТАСС. В результате, впервые в истории страны цена литра бензина превысила 25 рандов ($1,22). Нынешнее повышение стало четвертым в ЮАР с минувшего апреля.

    Объясняя очередное повышение цен на топливо, власти заявили, что оно стало результатом нынешних потрясений на мировом нефтяном рынке, вызванных ситуацией на Украине и западными санкциями против РФ.
  10. Логотип Татнефть

    Алексей, что-то много. 10-12 рублей, не больше.

    Metzger,
    Подождем когда озвучат!
    Я буду рад если будет больше 23-25 рублей!
  11. Логотип Татнефть
    Вот открытой инфо могу поделиться — по сахару — вдруг будет интересно -
    цены производителей год к году
    sugar.ru/pricescalendar/2022 — 2022 год — можно посмотреть в любой день
    sugar.ru/pricescalendar/2021 — 2021 год
  12. Логотип Татнефть

    Алексей, почему не 32.31?

    LogikoMen,
    Ну так выходит! Не я лично — даю инфо
    Знакомые делятся
  13. Логотип Татнефть
    Еще один покупатель: НПЗ Пакистана готовятся к импорту российской нефти

    Правительство Пакистана попросило свои нефтеперерабатывающие заводы предоставить отчеты о готовности использовать российскую нефть. Как пишут в S&P Global Commodity Insights, правительство Пакистана направило соответствующее письмо в Pak Arab Refinery, National Refinery, Pakistan Refinery и Cnergyico.

    В условиях высоких цен на углеводороды такой шаг Исламабада вполне ожидаем. Российская нефть продается в азиатских странах всю весну и лето по крайне привлекательным для покупателей ценам.

    За первые 11 месяцев 2021-22 финансового года (июль-июнь) затраты на импорт нефти для Пакистана подскочили до $4,76 млрд при объеме закупок 8,16 млн т. Для сравнения: в предыдущем финансовом году аналогичные расходы для Исламабада составляли $2,72 млрд при объеме закупок 8 млн т. Российская нефть с дисконтом станет для Пакистана как глоток свежего воздуха.

    Кстати, глава отдела исследований брокерской компании Arif Habib Ltd из Карачи Тахир Аббас уже заявил, что пакистанские НПЗ в большинстве случаев (за исключением завода Attock) способны работать с Urals.

    Похоже, что в Азии появляется еще один серьезный клиент для российской нефтянки.
  14. Логотип Татнефть

    Алексей, откуда инфа?

    Остап1978,
    От друзей!
  15. Логотип Татнефть

    Остап1978, мухоморы в лесах пошли

    Коммунизму быть!,
    От друзей!
  16. Логотип Татнефть
    Ожидаемый дивиденд в Октябре 2022 года 23-25 рублей по Татнефти
  17. Логотип Татнефть
    В Боснии и Герцеговине началась забастовка дальнобойщиков из-за подорожания топлива

    «С сегодняшнего дня начинаем бойкот, не заливаем топливо и не доставляем товары по всем направлениям. Этот протест продлится 10 дней», — заявил президент Ассоциации перевозчиков внутренних и международных перевозок Республики Сербской Никола Грбич.

    Николу понимают перевозчики из всей Европы. Цены на топливо, главную «издержку» транспортных перевозок, продолжают расти по всей Европе.

    @SPUTNIKBY
  18. Логотип Татнефть
    Посмотрим что будет! Но сама ситуация с Газпромом и то что делают с изменением налогов — это только подрывает доверие! Если они хотят чтобы иностранцы дальше командовали на рынке — то это их право! В любом случае им надо обьясняться с инвесторами! Пока не будет ясности с дальнейшими действиями — я сомневаюсь что будут бегом бежать на биржевой рынок.И хочу заметить — пока только США запретили инвестиции в рынок РФ — а остальные пока помалкивают про запреты по инвестициям в биржевой рынок РФ
  19. Логотип Газпром

    Редактор Боб, смешно

    Гадаю на индексе мосбиржи,
    Но им все равно придется обьясняться — не знаю кто это будет — может Минфин — может еще кто.
    Статья вроде уже вышла в Коммерсанте по поводу принятых решений
    Все довольно просто — им нужны инвесторы РФ или инвесторы — Нерезиденты?

  20. Логотип Татнефть
    Многие забыли, как Татнефть обвиняли в загрязнении нефти по трубопроводу Дружба. Замечу, именно по нему и сохраняется поставки нефти в Европу. И в Санкции не вошли. При и так низких объемах поставки санкционные страны. Можно ожидать, что серьезного сокращения добычи и продаж не будет. Но более высокие цены на нефть позволят увеличить прибыль. Ожидаю, прибыль Татнефть за 22 год в два и более раз выше. Чем за 21.

    LogikoMen,
    Все очень спорно — хотят и в нефти ввести доп НДПИ — у нас не скучно в РФ с налогами — с Октября по Декабрь 2022.
    С другой стороны бешенный дефицит нефтепродуктов в мире.
    Цены на бензин в ОАЭ подскочили на 56% с начала текущего года. Так, с 1 июля бензин марки Super 98 стоит 4,63 дирхама за литр по сравнению с 4,15 дирхама в июне. Цена на бензин марки Special 95 стоит 4,52 дирхама за литр по сравнению с 4,03 дирхама в июне.

    Бензин марки E-Plus 91 стоит 4,44 дирхама за литр по сравнению с 3,96 дирхама за литр в прошлом месяце, а дизельное топливо стоит 4,76 дирхама за литр по сравнению с 4,14 дирхама за литр в июне.
Чтобы купить акции, выберите надежного брокера: