Ozon – одна из немногих российских историй роста
Обычно пишу о майнинге в канале t.me/RussianMetals, но захотелось поговорить о совершенно другой отрасли – e-commerce. Немного мыслей о предстоящем IPO Ozon – яркого представителя российского e-commerce.
Характерная особенность нашего рынка – практическое отсутствие публичных историй роста за исключением Яндекса, Mail.ru, а также Тинькофф. Чаще всего инвесторам при размещении предлагают уже зрелый бизнес, приносящий стабильные дивиденды, продавая относительно высокую дивидендную доходность как основное преимущество российского фондового рынка. Но инвесторы ценят рост, что отражается в высоких мультипликаторах tech компаний, например.
Если IPO Ozon состоится, то этот день будет одним из тех редких моментов, когда инвесторам будут действительно продавать будущее российского рынка e-commerce.
Немного фактов:
» CAGR 2019 — 2024 GMV (суммарный оборот маркетплейсов) в России ожидается на уровне 25-30%.
» Уровень online retail в России как % от всего retail составляет ~6%, когда в странах Европы и США данный показатель составляет не менее 10-15%. То есть проникновению онлайна в ритейле еще есть куда расти.
Авто-репост. Читать в блоге >>>
Характерная особенность нашего (и не только) рынка — наличие толпы тупых хомяков, которые купят все, что угодно невзирая на здравый смысл и отчетность.
Russian Metals & Mining, скажите, а почему все «типа аналитики» при обзоре ОЗОНа резко забыли про финансовые показатели?
Вы другие компании тоже оцениваете тупо по «посмотрите, как растет»?
Напомню, что ОЗОН втрое меньше ВБ по обороту.
А в отчете жесть:
www.audit-it.ru/buh_otchet/7704217370_ooo-internet-resheniya
Динамика ОЗОНа 18/19 гг. такова:
Рост оборота: х2
Рост долга: х2
Рос УБЫТКА: х5 (в ПЯТЬ РАЗ, КАРЛ, вырос убыток при росте оборота в ДВА РАЗА!!)
По 2019 году валовая прибыль ВДВОЕ ниже коммерческих расходов. Для любителей крикнуть «ОЗОН инвестирует» — тут нет инвестиций.
«Коммерческие затраты» растут четко пропорционально обороту, то есть «эффекта масштаба», похоже, не будет...
Убыток от продаж 16 ярдов при выручке 62… это фейл...
Кто-то там сравнивает с польским Allegro — во первых у поляков чистый 3P — принципиально иная модель (не сомневаюсь, что горе-аналитики даже не соображают, что это такое), а во вторых, там отношение Долг/EBITDA уменьшается с 5 до 3.7 в динамике 18/19гг, в отличие от ОЗОНа.
Ну и главное — у поляков Adjusted EBITDA/GMV составляет 6% (прибыль), то есть компания имеет прибыльный оборот… а у ОЗОНа лень считать, но что что-то там типа -25% (убыток).
И за всю эту хрень люди хотят 1.5 GMV… не знаю, наверное хомяки (робингуды) даже и купят… но могут и не купить, тут сложно угадать...
Ну и уж точно гордиться таким «будущим екоммерса» можно достаточно условно.
Если «система» и баринг «скинут» ОЗОН без особых обязательств — они будут безусловными молодцами.
П.С.
Посмотрев на это, примерно понятно, почему «не получилось со сбером» — вероятно, что они сделали некий дью-диллидженс и увидели реальную картину. После чего либо предложили реальную стоимость (а-ля 0.5 GMV, по которой вышел Богуславский), либо просто отказались вообще от идеи делать МП (в их презентации про это ни слова).
Но 0.5 GMV вообще никак не окупало вложенных денег, поэтому вариант явно был не проходной…