На прошлой неделе «Яндекс» представил свою финансовую отчетность за 2023 год. Результаты получились ожидаемо сильные.
Так, выручка компании выросла на 53% до 800 млрд рублей, EBITDA — на 51% до 97 млрд. Примечательно, что по прошлому году был осуществлен рекордный CAPEX (капитальные затраты) в размере 90 млрд рублей. Операционный денежный поток также оказался рекордным — 70,3 млрд. А вот свободный денежный поток (FCF) ушел в отрицательную зону в 37,7 млрд. Впрочем, для «Яндекса» сейчас этот показатель не имеет сильно важного значения, как и показатель чистой прибыли (+155% по скорректированной). При желании и необходимости можно просто замедлить объемы инвестиций в новые проекты. Но смысла в этом нет.
Финансовая модель «Яндекса» выглядит следующим образом. Есть два крупнейших направления(Поиск/портал и райдтех), которые приносят хорошие деньги. За их счет «Яндекс» осуществляет инвестиции в другие направления. Их можно разделить на две категории.
➖ Первая — зрелые бизнесы, которые в обозримой перспективе должны пройти точку безубыточности (электронная коммерция, фудтех, доставка, Алиса и облачный бизнес, плюс и развлекательные сервисы).
➖ Вторая — бизнесы, находящиеся на первом или даженулевом этапе своего развития. Их огромное количество, начиная от беспилотного такси, заканчивая финтехом.
Сейчас сконцентрируемся на основных направлениях деятельности компании.
● Сегмент "Поиск и портал". Фактически «Яндекс» мог бы заниматься только интернет-направлением (может быть, еще и такси) для того, чтобы приносить своим старым или новым акционерам хорошую прибыль в виде дивидендов. Выручка данного сегмента выросла на 49% до 337,5 млрд рублей (42% от общей), а EBITDA — на 44% до 172,95 млрд (178% от общей).
«Яндекс» стал одним изглавных бенефициаров ухода западных компаний. Например, до 2022 года его доля на рынке интернет-рекламы составляла 40-45%, а сейчас, по подсчетам сторонних организаций, увеличилась до 75%. Объем рынка, как понимаем, не уменьшился и сейчас стабильно растет.
При этом «Яндекс» продолжает в своих отчетах позорно писать об "исключительно сложных" условиях ведения бизнеса в текущей геополитической ситуации. Хотя сухие цифры этот бред полностью опровергают. Надеюсь, при новых акционерах подобное недоразумение будет исправлено.
● Сегмент «Электронная коммерция, Райдтех и Доставка». К сожалению, компания объединяет эти три направления и дает разбивку только по выручке. А она суммарно выросла на 61% до 420,7 млрд рублей. А вот по EBITDA суммарный убыток в 23,7 млрд (еще минус 20%). Однако за 4 квартал убыток по EBITDA составил всего лишь 3,3 млрд. Ожидаем в 2024 году плюс хотя бы в одном квартале?
Впрочем, как написано выше, разбивки по EBITDA нет, и мы не понимаем, сколько прибыли генерирует Райдтех (основа — «Такси», который работает в плюс с 2019 года) и когда пройдет точку безубыточности Маркет и Фудтех.
Здесь я бы выделил рост выручки райдтеха на 36% до 136 рублей. Темпы продолжают оставаться приличными, а, значит, EBITDA тоже растет.
GMV сервисов электронной коммерции вырос на 64% до 503 млрд рублей. Но мы, опять, не знаем, какая доля Маркета и Фудтеха. Если сравнивать с «Озоном», то на положительную EBITDA он вышел в 2023 году при GMV в 1,7 трлн рублей. «Яндексу» до таких показателей еще расти и расти. Но вполне реально.
● Кратко по сегменту "Плюс и развлекательные сервисы". Данное направление в 2023 году впервые вышло на положительную EBITDA (2,944 млрд при выручке в 66,399 млрд). А чисто подписчиков «плюса» составило 30,4 (!) млн человек. Это важно, так как пользователь интегрируется во всю экосистему «Яндекса», начиная от такси, заканчивая доставкой еды. Следовательно, мы имеем широкий мультипликативный эффект.
Сегмент «Объявления» пропущу, здесь ничего интересного. А вот в сегменте «Прочих бизнес-юнитов и инициатив» (те самые проекты на отдаленную перспективу) мы видим отрицательную EBITDA в 56,8 (!) млрд рублей при росте выручки на 70% до 82,7 млрд. То есть, мы видим, как «Яндекс» закидывает деньгами беспилотники и финтех. Плюс имеется бумажный эффект.
«Яндекс» не замедляет темпов роста. Крупнейшие прибыльные направления также растут двузначными темпами, близки к выходу на самообеспечение ряд «зрелых» бизнесов. Проекты на отдаленную перспективу хоть и сжирают много денег, но точно также было и, например, с «Такси», которое сейчас работает в плюс.
На форуме «Россия зовет!» Владимир Потанин говорил, что «Яндекс» и «Тинькофф» «хотят» платить дивиденды. Отношение Потанина к «Тинькофф» понятно, а вот какая связь между ним и «Яндексом» сейчас — пока что можно только строить догадки. Однако с точки зрения финансов компания, действительно, при желанииможет платить дивиденды. Пусть небольшие, но тем не менее. К тому же, менеджмент, который получил нехилый пакет акций, надо как-то мотивировать. Поэтому ожидаем редомициляцию и дальнейших новостей.
В моем портфеле «Яндекс» находится на почетном третьем месте с долей в 8,7%. Средняя цена покупки бумаги — 2338 рублей. Регулярно покупал и в 2022, и в 2023 годах. Разумеется, под редомициляцию, здесь все просто. Была уверенность, что «Яндекс» — слишком крупная и важная компания, чтобы «кидать» миноритариев. А в соответствующих государственных организациях, которые безусловно одобряли сделку, данный факт не могли не учитывать. Все же «кидок» миноритариев в крупнейшей технологической компании страны — не столько финансовая, сколько политическая история.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Про кидок — вам кажется обмен 1 акция н.в. на 1 акцию мкао (которые появятся в результате допки) — это не кидок?