📈 Несмотря на внушительные масштабы бизнеса и монопольное положение в поисковом сегменте и такси, Яндекс продолжает оставаться историей роста! По итогам 2023 года выручка группы выросла на 53% г/г и превысила 800 млрд рублей (к слову о масштабах).
💻 Основа бизнеса — поисковый портал растет на 49% по выручке, сохраняя при этом высокую маржинальность по EBITDA (51,2%). Небольшое снижение показателя (с 53,3% годом ранее) не портит картины и объясняется ростом зарплат, а также инвестициями в новые продукты.
🚕 Сегмент такси, каршеринга и самокатов (райдтех) растет немного медленнее, на 36% г/г.
🛍 Главным же драйвером выручки остается электронная коммерция (+77% г/г), ядро которой — это«Яндекс Маркет».
💡 Прочие направления также растут очень быстро: +93% г/г. Но об их операционной эффективности говорить не приходится. Пока все приносят убытки из-за существенных инвестиций в развитие.
📊 К сожалению, компания не публикует разбивку по EBITDA отдельных сегментов и объединяет электронную коммерцию, райдтех и доставку в один пул. Поэтому ориентироваться мы можем только на общий показатель и пояснения к нему. Итак, если смотреть по итогу года, то убыток по EBITDA вырос на 20%, однако в 4 квартале сократился с 10,5 до 2,2 млрд рублей. Объясняется это ростом оборота в райдтехе (и, видимо, его прибыльности), а также повышением операционной эффективности электронной коммерции и доставки.
👌 Судя по всему, эффект масштаба «Яндекс Маркета» делает свое дело. Чтобы понять как это работает, можно взглянуть на пример Озона #OZON, который постепенно выходит на траекторию операционной прибыльности. Если тренд продолжится, то «Яндекс Маркет» рано или поздно перестанет требовать денежных вливаний, что крайне положительно скажется на рентабельности и оценке всего холдинга.
🧮 Как видим, с финансовой и операционной точек зрения, в бизнесе Яндекса все прекрасно. И оценивается весь этот растущий комплект всего в 1,5 выручки (P/S).
📄 В последнее время новостные ленты пестрят заголовками, связанными с Яндексом. Однако, дело далеко не только в отчете.Совсем скоро будет поставлена точка в вопросе разделения бизнеса и конвертации акций иностранной оболочки Yandex N.V. в бумаги российского МКАО «Яндекс». Что мы знаем об этом на данный момент?
✔️ В декабре прошлого года было зарегистрировано юрлицо — МКАО «Яндекс» на острове Октябрьский Калининградской области (туда в последнее время переезжают все эмитенты, проходящие процедуру редомициляции).
✔️ Нидерландский холдинг Yandex N.V. заключил сделку по продаже российской части бизнеса консорциуму инвесторов за 475 млрд рублей. В консорциум инвесторов войдет менеджмент Яндекса, структура Лукойла и еще несколько лиц. И, самое главное для нас — Яндекс останется публичной компанией с листингом на Московской бирже!
✔️ Сотрудникам Яндекса был обещан обмен бумаг Yandex N.V. на «МКАО» Яндекс в соотношении 1:1.
🤔 Последний пункт позволяет рассчитывать на аналогичное действие и по отношению к другим акционерам. С точки зрения здравого смысла, кидать миноритариев, предлагая им невыгодный коэффициент обмена или выкуп — неразумно. Слишком сильный репутационный урон это может нанести. Поэтому, остается надеяться на благоразумие нового руководства.
❗️Так или иначе, многое должно проясниться после 7 марта, когда состоится собрание акционеров по одобрению реструктуризации.
🤷♂️ Оценить реальный риск негативного исхода в данной ситуации очень сложно. Если реализуется позитивный сценарий, мы почти наверняка увидим продолжение роста котировок и их движение к более справедливым отметкам с точки зрения мультипликаторов.
❗️ Также не стоит забывать про рискнавеса в акциях со стороны тех, кто успел их приобрести через зарубежных брокеров в Евроклире и будет продавать после редомициляции. Пока нет данных, будут ли конвертировать такие акции, но если будут, то в момент начала торгов на Мосбирже нужно морально готовиться к просадке.
#YNDX
⚠️ Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией!
Следить за всеми моими обзорами и новостями в оперативном режиме: Telegram, Вконтакте, Дзен, Смартлаб