Яндекс опубликовал отчетность за полный 2023 год. Компания повторила прежнюю информацию о разделении бизнеса, а также рассказала, что условия продажи российского бизнеса утверждены советом директоров, а всеобщее собрание акционеров по данному вопросу назначено на 7 марта 2024 года. Так что уже через три недели судьба корпорации полностью будет решена. И возможно, 1 квартал 2024 станет последним в истории объединенной корпорации под управлением нидерландского юрлица.
В отчётности есть интересная «аномалия», которая может являться свидетельством существования непубличного соглашения, которое позволяет забрать из России больше денег, чем было официально озвучено.
Для начала давайте кратко пройдёмся по основным цифрам и интересным фактам из годового отчёта, а во второй части публикации я расскажу, что я имею ввиду под «аномалией».
Выручка Яндекса выросла на 53% в сравнении с 2022 годом и достигла 800 млрд ₽ за полный 2023 год. Отношение рыночной капитализации к выручке (price to sales, P/S) составляет 1,5. Это аномально низкий показатель для технологической компании, способной расти на 40-50% в год на протяжении нескольких лет кряду. Очевидно, это связано с опасениями вокруг сделки по разделению бизнесов.
Традиционная рубрика «Сколько зарабатывают сотрудники Яндекса»:
В Яндексе сейчас уже 26,3 тыс. сотрудников, и на персонал уходит 20% всей выручки компании или 49,9 млрд ₽ за квартал (3 месяца).
Ежемесячные расходы на одного сотрудника Яндекса составляют 632'700₽
Если вы работаете в Яндексе, можете вычесть из суммы отчисления в соцстрах, пенс. фонд и налоговую и понять, насколько больше (или меньше) вы зарабатываете, относительно среднестатистического сотрудника.
Прибыль ключевой кэш-машины — сегмента «Поиск и портал» за 2023 год составила 173 млрд ₽, рентабельность остается высокой, 51%.
Общая сумма чеков в сегменте Райдтеха (Такси, Самокаты, Каршеринг) составила 1,1 триллиона рублей (+45% г/г). Конечно же, весь наш чек за поездку на такси не считается выручкой Яндекса, в выручку идёт только комиссия сервиса. Так, из этой суммы 974 млрд ₽ ушло партнёрам сервиса.
К сожалению, в этом отчете Яндекс скрыл показатели рентабельности сегментов «Райдтех» и «E-commerce», объединив их.
К сожалению, Яндекс.Маркет отстает от главных конкурентов, и фактически проигрывает «гонку вооружений в E-commerce». Темпы роста GMV (объем продаж на площадке) составляют +64% г/г. Вчера OZON выпустил операционные результаты за 2023, и у Озона оборот увеличился на 110%, достигнув 1,7 трлн ₽ (против 0,5 трлн ₽ у Я.Маркета).
Естественно, для Яндекса этот бизнес является глубоко убыточным, в отличии от OZON, которому удалось выйти на положительную рентабельность по итогам 2023.
Пытаясь сделать хорошую мину при плохой игре, компания в хвалится в пресс-релизе хорошей синергией между Я.Маркетом и финтех-сервисами.
Яндекс Плюс стал прибыльным по итогам полного 2023 года. При достижении планки 30 млн подписчиков сервиса, экономика сервиса сошлась.
Плавно подбираясь ко второй части публикации, обращаю внимание на сегмент «Прочие Бизнес-Юниты и Инициативы». Сегмент глубоко убыточен, причем убытки удваиваются из года в год и достигли рекордных 56,8 млрд ₽ за 2023.
Сегмент генерирует 82,7 млрд ₽ выручки, и фактически 2/3 выручки приходится на российское подразделение Cloud (основные клиенты: Магнит, Норникель, Вкусно и точка, Hoff, ОТП-Банк, М.Видео-Эльдорадо) и подразделение «Девайсы», продающее Яндекс Станции. Ранее Яндекс с гордостью демонстрировал, что «Девайсы» вышли на устойчивую положительную рентабельность, но с осени 2022 года компания решила скрывать ключевые показатели по отдельным подразделениям своих «БЮ и Инициатив».
Впервые я обратил внимание на эту аномалию в июле прошлого года. Тогда мой пост «Яндекс выводит за границу деньги, пока это возможно» собрал 148 плюсов на Смарт-Лабе (и около 300 тысяч просмотров в сумме по всем площадкам, где был опубликован). С того момента, отток средств только увеличился:
Больше всего в отчете за 2023 год меня поразили затраты на «Прочие Бизнес-Юниты». Они в 7 раз выше, чем в 2020 году и в 4 раза выше, чем в 2021 году. Давайте обратимся к официальному пояснению, из чего состоит сегмент:
Сегмент Прочих бизнес-юнитов и инициатив включает направление разработки беспилотных автомобилей (Yandex SDG), Yandex Cloud, Яндекс 360, Яндекс Образование (Практикум и другие образовательные инициативы), Устройства и Алису, Финтех (в том числе Yandex Pay и Яндекс ID) и другие экспериментальные продукты, а также корпоративные расходы, не относящиеся к сегментам напрямую
Большинство подразделений остаются в рамках утвержденной Сделки за нидерландским холдингом Yandex N.V. Также в отчетности написано, что данный сегмент содержит в себе «Расходы на финансовые и юридические услуги».
Фактически, среди российских подразделений данного сегмента остаются Девайсы (положительная рентабельность), а также Яндекс 360 и Финтех (рентабельность неизвестна). И есть определённые сомнения, что именно эти бизнесы обходятся Яндексу в 56 млрд ₽ в год.
Можно вспомнить, сколько стоили все «Инициативы» ранее — в 2020-2021 гг. Уже тогда развивались и сегмент автономных автомобилей SDG, и прочие экспериментальные дорогостоящие штуки. И обычно Яндекс тратил на это 2-3,5 млрд ₽ в квартал.
Средний уровень расходов на «Инициативы» в 2020-2021 гг. составил 2,8 млрд ₽ в квартал.
В 2022 году ситуация кардинально поменялась:
Начиная с 2022 года, темпы роста затрат на этот секретный сегмент выросли многократно. Причем, изменялись они волнообразно. Так например, во 2 квартале 2022 года все мы помним о введении существенных ограничений на вывод капитала за рубеж, и в этом квартале затраты на «Прочие бизнес-юниты» были в пределах нормы, составив 2,9 млрд ₽ за квартал.
Аномальные расходы появились уже в 1 квартале 2022, и они выросли многократно в 2023 году. Вот эти расходы по кварталам:
Оценка на базе чистого убытка может быть весьма скромной, т.к. в этом сегменте есть прибыльный бизнес по продаже Яндекс Станций, который работает в российском контуре. Показатель рентабельности предусмотрительно скрыт.
Всего расходы на «Прочие бизнес-юниты» за два года составили 86,6 млрд ₽. С учетом возможных расходов на гармоничный рост российского экспериментального подразделения, я вижу, что из российского Яндекса было выкачано около 62 миллиардов рублей за два года.
Чистая прибыль Яндекса за эти два года весьма скромная — 38,2 млрд ₽. Без выкачки средств она могла бы превысить 100 млрд ₽ по итогам двух лет. Скорректированная чистая прибыль за 2023 год без «эффекта выкачки» составила бы 71,4 млрд ₽ вместо имеющихся 27,4 млрд ₽.
У меня нет никаких сомнений в том, что это является важной непубличной частью Сделки по разделу компании. Такой объем средств выкачать без согласования было бы невозможно.
Окончательный эффект от выкачивания средств мы увидим после объявления результатов за 1 квартал 2024 года. У меня нет сомнений, что этот процесс продолжится. А вот в первых отчетах российского МКАО «Яндекс» я ожидаю увидеть снижение убытка «Прочих Бизнес-Юнитов» до нормального уровня. Буду держать в курсе.
---
Я старался, потратил много времени и сил. Лучшей благодарностью будет положительная оценка поста и подписка на скромный личный блог (это не стоит денег).
В Армении же не только такси. В ереванском офисе и сотрудники Яндекс.Практикум, и многих других проектов.
Про такси знаю только, что в Узбекистане яндекс.такси зарегистрировано как дочка нидерландской Avride. Как в Армении с яндекс.такси — я не в курсе, может и российская дочка.
зачем кому-то выкупать неголосующие акции, на которые не надо платить дивы? если только обменять на такие же «филькины грамоты»… но и то, зачем?)
если кратко-
Яндекс продолжает выводить из России десятки млрд рублей, пока это возможно•
Яндекс опубликовал отчетность за полный 2023 год, включая рост выручки на 53% и аномально низкий показатель P/S.
Выручка Яндекса достигла 800 млрд рублей за полный 2023 год.
В Яндексе сейчас уже 26,3 тыс. сотрудников, и на персонал уходит 20% всей выручки компании или 49,9 млрд рублей за квартал.
Общая сумма чеков в сегменте Райдтеха составила 1,1 триллиона рублей (+45% г/г).
Яндекс.Маркет отстает от главных конкурентов, и фактически проигрывает «гонку вооружений в E-commerce».
Сегмент «Прочие Бизнес-Юниты и Инициативы» глубоко убыточен, и убытки удваиваются из года в год.
Затраты на «Прочие Бизнес-Юниты» в 7 раз выше, чем в 2020 году и в 4 раза выше, чем в 2021 году.
Аномальные расходы на «Прочие бизнес-юниты» могут быть связаны с непубличным соглашением, позволяющим забрать из России больше денег.
Окончательный эффект от выкачивания средств будет виден после объявления результатов за 1 квартал 2024 года.