Действующие санкции, находящиеся в силе уже два года, а также нефтяное эмбарго, введенное год назад, не привели к существенному уменьшению объемов добычи нефти в России или к значительному сокращению доходов в бюджете.
Нефтяные доходы бюджетаНо, Запад намечает переход к более точечным мерам, таким как снижение нефтяных квот и ужесточение контроля над компаниями, осуществляющими транспортировку российской нефти.
Год назад Европейский союз отказался от закупки российских нефтепродуктов, перевозимых морским путем, а также ввел эмбарго на российскую нефть за два месяца до этого. Тем не менее, России удалось обойти установленные ценовые ограничения, особенно за счет активных сделок с такими странами, как Китай, Индия и Турция.
Стоит отметить, что доходы бюджета, связанные с нефтегазовой отраслью, снизились, но остаются в рамках тенденций последних лет, причем основной причиной этого сокращения стали не изменения цен на нефть, а введенные санкции.
Введение санкций также повлекло за собой существенные изменения в структуре российской нефтяной отрасли, включая предпочтение заключения сделок на спотовом рынке и появление новых торговых компаний после ухода предыдущих участников из-за репутационных рисков.
Поставщиков услуг по перевозкам и страхованию теперь приходится искать вне стран «коалиции потолка». Если такая тенденция продолжится и объемы торговли сохранятся (а пока изменений не предвидится), то в Азии сформируется новый рынок со своими бенчмарками, котируемыми в юанях, институтами, участниками и регуляторам.
Третье изменение — новые маршруты. Экспортные маршруты переориентировались на Восток. Индия, Китай и Турция, скорее всего, останутся ключевыми покупателями и в 2024 году, даже несмотря на ужесточение санкций и давление на местные банки.
Во-первых, потому, что российский Urals — конкурентный среднесернистый сорт, спрос на который может вырасти с учетом введения новых мощностей на Ближнем Востоке.
А во-вторых, из-за приятной скидки за риски и токсичность, которая вряд ли исчезнет в ближайшем будущем.
Четвертое — теневой флот. Благодаря спешно закупленным и зарегистрированным под флагами Либерии или Маршалловых островов танкерам Россия благополучно обходит ценовой потолок, поскольку их владельцы и страховщики не обязаны соблюдать ограничения и отчитываться перед европейскими и американскими регуляторами.
В прошлом году теневой флот брал на себя до 20% экспортируемых из страны по морю нефти и нефтепродуктов, согласно данным аналитического агентства Vortexa. Учитывая новые, более жесткие ограничения со стороны ЕС, введенные в конце 2023 года в 12-м пакете санкций, доля теневого флота может стать меньше в этом году.
США уже точечно вводят санкции на суда. Под ограничения попали уже 50 танкеров, только 18 из них смогли загрузить нефть, пишет агентство Bloomberg, которое отслеживает движение судов. Девять из них — это челночные танкеры, которые грузят нефть с платформ, на которых ее добывают, или с судов. Еще один танкер везет сырье, загруженное до введения санкций. Всего по этой схеме США могут распространить санкции больше чем на 100 танкеров теневого флота, подсчитывал Крейг Кеннеди, сотрудник Центра Дэвиса Гарвардского университета и эксперт по российской нефтяной отрасли.
Сейчас эксперты оценивают размер глобального теневого флота примерно в 1600 судов, что составляет почти 20% всех крупных торговых судов в мире. Из них для перевозки российской нефти использовалось около 1100 судов.
Пятое изменение: с европейского рынка вытесняют российские нефтяные компании.
Так, «Лукойл» после долгих переговоров продал свой сицилийский завод ISAB. А в конце прошлого года на фоне того, что Болгария решила ускоренно отказаться от российского сырья, компания сообщила о готовности продать и свой завод в Бургасе, которым она владела с 1999 года. «Лукойл», по сути, перевел всю свою торговлю из Женевы в Дубай, оставив на швейцарском офисе лишь представительские функции и небольшой объем сделок с нероссийской нефтью.
Шестое изменение — риск дефицита топлива в стране.
В конце сентября 2023 года правительство на два месяца ввело запрет на экспорт бензина и дизтоплива на фоне кризисной ситуации с топливом в стране. Ситуацию удалось урегулировать, но участники рынка опасаются ее повторения перед новым посевным сезоном, особенно на фоне атак на нефтеперабатывающие мощности.
Одной из первых санкционных мер, введенных в адрес российской нефтянки, был запрет на поставку оборудования и технологий, связанных с глубокой (вторичной) переработкой сырья, в результате которой компании получают светлые нефтепродукты — дизтопливо, бензин и керосин. Это означает, что российским НПЗ, вынужденным остановить свои установки (в основном западного производства) после взрывов и пожаров, вероятно, будет непросто провести качественный ремонт.
В прошлом году со стороны многих экспертов звучало мнение, что санкциям нужно время, в течение которого станет понятно, где именно тонко и какие именно меры могут привести к большему эффекту. Похоже, что к 2024 году ЕС и США достаточно хорошо изучили механизмы и пришли к выводу, что точечные санкции и усиление регулирования в банковской и логистической областях дадут больший эффект.
В этом году количество банков стран Глобального Юга, которые участвуют в финансировании сделок с российской нефтью, будет уменьшаться. Банки ОАЭ не стали открывать счета «Роснефти» в национальной валюте — дирхамах.
Турецкие банки отказываются работать с российскими. Так же поступил и китайский банк.
В 2023 году, если сделка проходила не в долларах или евро, влияние санкций было ограничено, поэтому в случаях, когда нефть продавалась выше ценового потолка, стороны старались провести оплату в юанях, рупиях и дирхамах, и влияние этих валют в торговле нефтью заметно выросло.
Но в 2024 году список подсанкционных российский банков, вероятно, расширится, а США будут более тщательно отслеживать сотрудничество международных банков с российскими. В такой ситуации азиатские и арабские банки могут ввести собственные жесткие ограничения, чтобы поддержать доверие западных партнеров.
В сфере ограничений, второе направление, на котором ожидается усиление, – логистика. С конца прошлого года США наращивают санкции против компаний, ответственных за транспортировку российской нефти. Это приводит к заморозке активов этих компаний в стране. Ранее, политика США в этой области была более мягкой. Также предстоит дальнейший натиск на судовладельцев, касающийся не только перевозок, но и перепродаж танкеров.
Чтобы избежать санкций, судовладельцы в последние месяцы переходят на флаг Габона, отказываясь от флагов Либерии и Панамы, которые оказались компрометированными. В январе количество судов, плавающих под флагом Габона, было в пять раз больше, чем в среднем в 2023 году.
Третья сфера, где возможно ужесточение санкций, – страхование судов.
В ноябре появилась информация, что Дания может начать проверку танкеров с российской нефтью, не имеющих западной страховки. Хотя местное Морское управление заявило о «очень ограниченных возможностях» проведения досмотров, принятие подобных мер может затруднить транспортировку российской нефти по цене, превышающей потолок, и без западной страховки. По оценкам Financial Times, в 2023 году почти три четверти всех морских поставок российской нефти осуществлялись без западной страховки.
Четвертое направление – снижение ценового потолка.
Это возможно при снижении стоимости сырья, уменьшении глобального спроса на нефть, а также росте ее предложения вне России и ее партнеров. Однако на текущий момент нет ясности, соответствуют ли условия 2024 года этим требованиям. По данным IEA, в этом году на мировом рынке может возникнуть избыток нефти из-за неустойчивого экономического роста и увеличения добычи вне ОПЕК. В частности, США увеличили поставки сырья в Европу, частично заменяя нефть из России.
На данном фоне, жесткое ужесточение санкций против российской нефтяной индустрии становится практически неизбежным, учитывая, что перспектива дефицита сырья на мировых рынках и его удорожание уже не вызывают опасений среди американских и европейских политиков.
Даже при снижении цены нефти до $35 за баррель, это все равно превысит себестоимость добычи, но существенно уменьшит доходы российского бюджета, по оценкам международной группы экономистов. Снижение цены до $30 за баррель уже приведет к значительному уменьшению поступлений, а если при этом блокировать весь теневой флот и ограничить закупки российского газа, это приведет к убыткам в размере 4,7 трлн рублей, согласно убеждению ученых из Стэнфорда.
Тем не менее, стоит отметить, что реальное снижение цены до уровня $30 за баррель невозможно в текущей рыночной ситуации, где цена на нефть составляет около $80 за баррель, и спрос на среднесернистые сорта, такие как Urals, остается высоким.
Контроль за соблюдением такого ограничения потребует обширных и сложных решений, поддерживаемых многими странами. В противном случае Россия будет искать все возможные пути, даже если они будут дорогостоящими, чтобы избежать санкций, что может еще больше поляризовать рынок, придавая преимущество странам «Глобального Юга», в частности, Китаю, который также вызывает тревоги среди западных стран.
Как Вы считаете санкции могут повлиять на нефтянку и всю экономику России? Напишите.
P. S. Подпишитесь на канал «Куда идем?
Блумберг и Президент США не могут врать. А уж г-н Колесников, точно))).