Российские алмазы и бриллианты попали под санкции ещё два года назад. До какого-то времени запрета импорта бриллиантов, огранка которых происходила в иных странах из российских алмазов, в ЕС не существовало. В рамках 12 пакета санкций против России, ЕС в конце 2023 года запретила импорт алмазов и бриллиантов, в том числе тех, огранку которые получили в иных странах из российского сырья.

Россия давно занимает большую долю рынков стран-производителей алмазов:

В 2022 году производство алмазов в России увеличилось почти до 42 млн карат или на 7%. По сравнению с 1% и 120 млн карат мирового производства. Добыча алмазов у Алросы в прошлом году снизилась до 34,6 млн карат.
8 февраля США ужесточает правила поставки бриллиантов и алмазов. С 1 марта 2024 года в ограничения добавится запрет на поступление ювелирных изделий из бриллиантов российского происхождения и непромышленных алмазов с массой от 1 карата. А с 1 сентября 2024 года уже с 0,5 карата. Вот с этого 1 сентября страны G7 планируют ключевую роль в отслеживании и сертификации драгоценных камней отдать Бельгии. А почему бы и нет, если это мировой центр торговли алмазами. И, по идее, участники рынка драгоценных камней разработают проверку камней, а уже правительство Бельгии будет заниматься их сертификацией.
Вот тут-то и заскулила американская компания Rapaport. Она, дескать, считает разработанные G7 правила являются рисковыми для рынка бриллиантов США. Сосредоточение поставок через Бельгию пошатнёт устои, создаст ограничение потока алмазов и приведёт к повышению их стоимости, что в итоге уничтожит малые и средние ювелирные компании. А США — это импортёр, который окучивает половину спроса бриллиантов:
Компания Rapaport настаивает, чтобы в США импортёры и экспортёры подписали между собой декларацию, о нероссийском происхождении алмазов. Госучреждения США будут заниматься проверкой источников поставок драгоценных камней.
Тем временем доля проданных искусственных камней в США превысило 50%:

Стоимость же искусственных камней падает:

А вот спрос на них растёт. Да и какая, собственно, разница. Это всего лишь углерод, превращающийся в алмаз при давлении свыше 40к атмосфер и температуре 950-1400 градусов. Если условия более «мягкие», то получится лишь графит. (да простят меня химики, ежели что-то не так)
Есть алмазная обрабатывающая промышленность.
Я не думаю что алроса добывает только эксклюзивные алмазы. Там идут технические т.е. для промышленности. Ювелирные и инвестиционные.
Так вот. Инвестиционные редкие алмазы думаю отбивают все убытки. Когда один обработанный алмаз превращается в редкой красоты брильянт. И стоит от миллиона долларов. Ювелирные алмазы также могут иметь историю и инвестиционную превлекательность.
А технические алмазы я думаю вообще ценнейший ресурс. Обработка материалов для промышленности требуется всегда.
На месте алросы я бы занялся огранкой вплотную. А также инструментом для огранки. Так же на законодательном уровне в россии потребовал ввести сертификацию на камень. Т.е. искуственный или настоящий.
Искуственная алмазная промышленность живет только за счет паразитизма. Я больше чем уверен в ювелирке сейчас 80% алмазов искуственные. А продают как природные. Что является обманом. И это касается не только алмазов. Нужно вводить жесткий контроль.