ЦБ опубликовал оценку денежной массы на 1 февраля.
Рост денежной массы М2 замедлился с 19,4% годовых на 1 января до 18,9% на 1 февраля.
В реальном выражении денежная масса в январе тоже замедлилась до 10,9% годовых.
Месяц назад рост составлял 11,2%.
Рост реальной денежной массы вернулся в стагнационный диапазон, характерный для правления Эльвиры Набиуллиной в ЦБ.
Индекс деловой активности в обрабатывающей промышленности (PMI Manufacturing) от S&P Global в январе составил 52,4 пунктов (54,6 в декабре).
Среднемесячные значения индекса PMI manufacturing сейчас намного выше, чем в 2017 и 2011 годах (см. синюю линию на графике ниже).Сейчас среднегодовой индекс (53,3 пункта, синяя линия на графике) лучший с весны 2008 года (почти за 16 лет).
Оценка: индекс говорит о рекордном росте деловой активности в промышленности России.
Индекс деловой активности в секторе услуг в январе составил 55,8 пункта.
Это лучший январь с 2017 года.
Среднегодовой индекс (55,7; темно-синяя линия на графике ниже) стал максимальным за 5 лет (с 2018 года) и намного выше, чем в 2021 году.
Композитный индекс PMI, объединяющий оценки промышленности и сектора услуг, показывает уверенный рост деловой активности.
Его динамика схожа с индексом в секторе услуг.
Резюме: деловая активность в российской экономике ставит многолетние рекорды.
По данным агентства “Автостат” в январе было зарегистрировано 80 212 легковых автомобилей.
Это на 77% больше, чем в январе прошлого года.
Темпы роста снизились и составляют 77%. Текущие темпы ниже среднегодовых (зелёный столбец опустился ниже синей линии) – это явный признак замедления.
За последние 12 месяцев (скользящий год) регистрации составили 1094 тыс.
При сохранении текущего тренда уровня 1,2 млн. рынок достигнет в апреле, а 1,3 млн. – в июле.
Напомним, что по нашему прогнозу рынок в 2024 году вырастет до 1,5 млн легковых автомобилей.
По данным агентства “Автостат”, в январе в России было зарегистрировано 7,5 тыс. грузовиков полной массой от 3,5 тонн. Регистрации тяжёлых грузовиков (полной массой более 14 тонн), по нашей предварительной оценке, составили в январе 7,3 тыс. шт.
Это второй январь в истории, когда январские регистрации превысили отметку в 7 тысяч. Первый раз такое случалось в 2008 году (7,6 тыс.).
Регистрации января на 15% больше, чем в январе прошлого года.
Уже третий месяц подряд текущие темпы ниже среднегодовых (зелёные столбцы ниже синей линии), но пока остаются двузначными (более 10%).
Продажи за 12 последних месяцев (скользящий год) составили 135,8 тыс.
Это абсолютный рекорд для показателя 12-месячных продаж.
Текущий тренд роста при его продлении говорит о росте рынка до 147 тыс. по итогам 2024 года. Но ряд опережающих индикаторов указывает на достижение рынком пика в марте-мае этого года, после чего рынок пойдёт вниз.
Предыдущие пики рынка обозначены на графике жёлтыми выносками.
В январе перевозки грузов по железным дорогам составили 95 млн. тонн.
Это на 4,3% меньше, чем в январе прошлого года и четвёртый месяц падения подряд.
При этом перевозки за 12 месяцев почти повторили уровень, наблюдавшийся ровно год назад (-0,04%).
Пусть и чисто символически, но объём перевозок за 12 месяцев (скользящий год) обновил антирекорд января 2023 года и стал худшим с 2017 года.
Наблюдатели объясняют падение перевозок переориентацией многих маршрутов с западного направления на восточное и южное, где мощности РЖД недостаточны, а также переходом части грузов на перевозку автотранспортом (см. далее сюжет про цемент).
Тем не менее к падению перевозок в течение четырёх месяцев подряд следует отнестись серьёзно, как к возможному сигналу о будущем замедлении экономики (см. на эту тему «Его Величество Факт важнее простых объяснений»).
По предварительным данным, перевозки цемента по железным дорогам составили 1,13 млн. тонн. Это ниже чем в январе прошлого года (1,24 млн. тонн).
Это на 1,2% больше, чем в январе прошлого года.
Падение среднегодовых объёмов (синяя линия на графике) постепенно замедляется.
Отметим, что железные дороги уступают перевозки цемента (и ряда других грузов) автомобильному транспорту. Если в 2000 году по железным дорогам перевозили около 69% произведённого цемента (22 млн. тонн из 32), то сейчас только около 38% (24 млн. тонн из 62).
В январе средний курс составил 90,5 рубля за доллар.
По сравнению с курсом декабря (89,4) доллар подорожал на 1%
Резкие (15% и более к предыдущему месяцу) взлеты курса доллара показаны жёлтыми выносками.
В январе среднее значение индекса составила 3 178 пункта.
Это на 45% выше, чем в январе прошлого года.
Годовой рост индекса наблюдается 10-й месяц подряд.
По итогам января 2024 года индекс полной доходности (с учётом дивидендов) вырос в 72 раза с сентября 1997 года (со 100 до 7224 пунктов; голубая линия на графике).
Однако цены с сентября 1997 года выросли в 22 раза.
Реальный (= с учётом инфляции) индекс полной доходности показал локальный минимум в сентябре 2022 года (199 пунктов) и вырос с тех пор в полтора раза, до 314 пунктов.
За год, с января 2023 года рост тоже примерно в полтора раза: +44%.
Реальный индекс полной доходности растёт в годовом выражении десятый месяц подряд.
В январе среднее значение “долларового” индекса РТС составило 1128 пунктов.
График с логарифмической шкалой лучше показывает взлёты и падения индекса.
По этому графику видно, что с 1998 по 2008 год рост был быстрым.
С тех пор 15 лет индекс по большому счету не растёт и до сих пор на максимумы 2008 года не вышел.
К январю прошлого года индекс вырос на 14%.
Январь, таким образом, стал вторым месяцем заметного роста индекса после почти двухлетнего падения.
Одна из предпосылок для продолжения роста индекса РТС — высокая ключевая ставка, которая стабилизирует курс рубля.
Еженедельно. Многие макропоказатели (денежная масса, промпроизводство и другие) мы узнаём поздно, через 2-4 недели после окончания месяца. Их, по мере поступления, мы включаем в наши еженедельные макрообзоры.
Ежемесячно. Но есть и «быстрые» индикаторы, которые становятся известными уже в первые дни следующего месяца:
• перевозки по железным дорогам,
• индексы PMI, а также
• все биржевые индикаторы – курсы валют, фондовые индексы, цены на нефть и другие.
В последнее время к этим показателям добавились
• рынок легковых автомобилей,
• рынок грузовиков,
• денежная масса.
Такие быстрые показатели по итогам каждого месяца мы включаем в наш ежемесячный экспресс-обзор.
Такие обзоры выходят в пятый-шестой рабочий день после завершения отчётного месяца. (Архив обзоров собран здесь).
* Большинство биржевых показателей (индексы, курсы валют) за месяц считаются по формуле HLC/3 (среднее цен максимальных, минимальных и закрытия).
Следующий экспресс-обзор — за февраль — выйдет не ранее 7 марта.
Ориентироваться в моих статьях, заметках и видео удобно через НАВИГАТОР
Более полный перечень статей с разбивкой по темам есть ЗДЕСЬ.
___
Раньше всего материалы публикуются в Дзен и Телеграм
Телеграм: https://t.me/m2econ
Дзен: https://zen.yandex.ru/m2econ
Подписывайтесь!
Буду благодарен вам за лайки и комментарии