Часть прибыли «Делимобиля» за 2023 год может быть связана с реализацией подорожавших в 2020-2022 годах бывших в употреблении автомобилей, однако, устойчивой такую прибыль назвать сложно. Обратная сторона этого процесса еще и в том, что из-за удорожания авто новые транспортные средства при обновлении или расширении автопарка компании приходится покупать по более высокой цене, что в перспективе означает более высокие издержки и амортизацию.
Для объективной оценки прибыльности «Делимобиля», необходимо сопоставить расходы компании на автомобили и амортизацию. Однако сравнивать имеющиеся показатели с 2019 по 2023 годы неправильно из-за изменений в учетной политике каршеринга.
Так, до 2023 года «Делимобиль» использовал модель учета транспортных средств по переоцененной стоимости, а в рамках отчетности за I полугодие 2023 года перешел на учет по первоначальной стоимости, что предполагает более низкий уровень амортизации. К данному моменту компания представила пересмотренные данные по амортизации с учетом новой политики лишь за 9 месяцев 2022 года.
В зарубежной практике компании краткосрочной аренды автомобилей активно в презентациях к отчетности и в коммуникации с инвесторами ежеквартально раскрывают показатель амортизации на транспортное средство в месяц, что повышает прозрачность.
Представители «Делимобиля» ранее подчеркивали, что компания планирует экспансию в небольшие города.
За восемь лет работы компании удалось запустить сервис в десяти городах. Исходя из ретроспективной динамики, запуск еще сразу в трех-пяти новых точках каждый год — амбициозная задача. Во-первых, на это нужны деньги. Значит, компании, вероятно, придется размещать новые облигации или проводить SPO сразу после IPO. С учетом высокой ключевой ставки, размещение акций может стать основным инструментом привлечения капитала компанией в 2024 году, что в виде потенциального навеса предложения может создавать давление на котировки акций.
Рынок каршеринга в Москве стагнирует последние годы, либо приближается к своему потолку.