Перед прочтением статьи, пожалуйста, подпишитесь на канал «Куда идем?
Алгоритмы Дзен лучше продвигают контент, читаемый подписчиками.
Почти десять лет назад разразилась ценовая война между нефтяными государствами Персидского залива и сланцевыми компаниями в Америке, чьи инновационные методы бурения привели к сланцевой революции. В декабре 2014 года The Economist поместил на обложку изображение обоих антагонистов, стоящих спиной к спине, с хмурыми лицами и бензоколонками наготове.
Новая экономика нефти была названа «Шейхи против сланца». В этой картине отсутствовали две компании, которые до этого были крупнейшими приверженцами нефтяной промышленности Америки: ExxonMobil и Chevron. Если бы их сфотографировали, два суровых супермайора, вероятно, неловко стояли бы в сторонке, пытаясь понять, что происходит. Наконец они возвращаются на центральную сцену.
На протяжении большей части переходного периода нефтегосударства и сланцевые производители оставались критически важными для нового нефтяного порядка, хотя их борьба развивалась странным образом. В 2016 году картель производителей ОПЕК объединил усилия с Россией, чтобы создать ОПЕК+, которая, как надеялись ее авторитарные вдохновители, позволит им контролировать цены на нефть в интересах своих режимов.
Однако вместо того, чтобы ответить обливом мира нефтью, нефтедобывающие компании неожиданно развили сдержанность, подобную ОПЕК. Под давлением инвесторов, требующих увеличения прибыли, они жестко сдерживали буровую деятельность, даже когда нефть поднялась выше 100 долларов за баррель.
Эта необычная дисциплина продолжалась до 2023 года, когда США проснулись от целомудренного сна. Рекордная добыча сланцевой нефти позволила Америке добыть больше нефти, чем любой другой стране в истории, компенсируя отчаянные попытки ОПЕК+ сократить добычу, чтобы поддержать цены.
По данным консалтинговой компании s&p Global, в 2023 году Америка и Канада вместе добыли больше нефти и газа, чем весь Ближний Восток. Золотое дно распространилось на Южную Америку, где производители в Бразилии и Гайане также добыли беспрецедентные объемы нефти. Дэниел Ергин, историк энергетики, называет это «великой ребалансировкой» — историческим сдвигом добычи нефти из Персидского залива в западное полушарие.
Именно в этом контексте вам следует рассмотреть две недавние мегасделки:
слияние ExxonMobil за 64,5 миллиарда долларов с Pioneer Natural Resources, гигантом гидроразрыва,
и приобретение Chevron за 60 миллиардов долларов Hess, независимого производителя. Оба приобретения направлены на восстановление влияния в нефтяной отрасли, которое когда-то принадлежало им по праву рождения. По отдельности ни одна из компаний не является достаточно мощной, чтобы влиять на цены на нефть, как это пытается сделать ОПЕК+. Но вместе они могут удвоить добычу в Америке, что станет новым вызовом для нефтяных государств. Забудьте о лоскутных сланцах. Шейхам следует беспокоиться о богатых и технически подкованных супермейджорах.
Обе компании выглядят как самые проницательные операторы на сегодняшних нефтяных рынках. Одной из причин является их ориентация на дешевую в добыче нефть. Это, вероятно, оставит их в хорошем положении, когда спрос на эти материалы в конечном итоге упадет на фоне перехода к более чистой энергии. Эти два приобретения дают дуэту доступ к обильным свежим ресурсам.
Сделка с Pioneer — это большая ставка на будущее сланцевой добычи. После завершения проекта к середине 2024 года его цель — удвоить производственные мощности ExxonMobil в богатом сланцами Пермском бассейне Западного Техаса до 1,3 млн баррелей в день. К 2027 году этот показатель вырастет до 2 млн баррелей.
Покупая Hess, Chevron также получает лучший доступ к некоторым сланцевым месторождениям, где, как и ее более крупный конкурент, она надеется увеличить добычу за счет применения передовых технологий и финансовых возможностей. В компании считают, что еще больший приз — нефтяные активы Hess, разрабатываемые в партнерстве с ExxonMobil у берегов Гайаны, добыча которых, по духу времени, не очень углеродоемкая. В совокупности ставки западного полушария дают обеим компаниям возможность выбора независимо от точного будущего нефти. Сланец — это добыча «короткого цикла», которую можно быстро адаптировать в зависимости от краткосрочных колебаний спроса. Гайана – это долгосрочный проект.
Вторая причина, по которой крупные компании выглядят проницательными, заключается в том, что они позволяют себе руководствоваться экономикой нефти, а не энергетической геополитикой. Их цель – не манипулирование ценами. Это значит получать прибыль, что бы ни происходило на рынках. Они могут достичь этого за счет интеграции разведки и добычи с перерабатывающими операциями, такими как переработка и распределение.
Сравните это с Saudi Aramco, крупнейшей нефтяной компанией из всех. Подобно ExxonMobil и Chevron, она является образцом эффективности в американском стиле. Но когда дело доходит до управления результатами, это также зависит от желания наследного принца Мухаммеда бин Салмана занять лидирующие позиции на мировой арене.
Третья причина блестящих перспектив американских компаний связана с их стратегиями декарбонизации. Оба слишком долго отказывались серьезно относиться к изменению климата. Но как только они это сделали, они решили поддержать технологии экологически чистой энергетики, такие как улавливание и хранение углерода и производство водорода, которые хорошо сочетаются с их инженерными навыками в области нефти и газа. Между тем попытки их европейских коллег, таких как Shell и BP, в обеспечении низкоуглеродной электроэнергией оказались более жесткими, чем ожидалось.
Как и все, американцы остаются заложниками судьбы. Их запасы сланцевой нефти могут истощиться гораздо раньше, чем они ожидают; эксперты уже указывают на сокращение числа буровых установок как на зловещий знак.
В худшем (хотя и маловероятном) сценарии Венесуэла может попытаться реализовать свою угрозу захвата богатой нефтью территории у Гайаны, ее соседа, поставив там свои активы под угрозу. Самое серьезное то, что они, возможно, катастрофически просчитались со скоростью энергетического перехода, в результате чего они остались с океанами застрявшей нефти, если спрос рухнет.
Однако на данный момент они больше похожи на старых профессионалов в отрасли, охваченной потрясениями. Они знают, как важно сосредоточиться на прибыльном росте, сохранять открытыми долгосрочные возможности и придерживаться принципов свободного рынка.
Шейхи уже давно настаивают на том, что каким бы ни было будущее нефти, их доступ к обильным запасам гарантирует, что они останутся последними нефтяниками. Американские супермейджеры не позволят этому случиться без боя.
P. S. Подпишитесь на канал »Куда идем?