Sid_the_sloth
Sid_the_sloth личный блог
24 января 2024, 09:26

Делимобиль выходит на IPO: все плюсы и минусы. Стоит ли участвовать

Буквально 2 дня назад я анонсировал наиболее вероятных новичков, готовых ворваться на Мосбиржу в 2024 году. И вот, как говорится, «первый пошёл» (точнее, в данном случае поехал) — Делимобиль выкатывается на IPO!

🚗ПАО «Каршеринг Руссия», оказывающее каршеринговые услуги под брендом «Делимобиль», официально объявило о намерении провести IPO на Московской бирже.

Листинг и начало торгов ожидаются уже в конце января — первой половине февраля.

Все свежие разборы и аналитику компаний от меня можно найти в моем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Делимобиль выходит на IPO: все плюсы и минусы. Стоит ли участвовать

Из пресс-релиза компании:
Привлеченные в ходе IPO средства Делимобиль планирует направить на дальнейшее развитие бизнеса, снижение долговой нагрузки и общекорпоративные цели. Сделка также позволит создать ликвидность для акций на вторичном рынке и повысить узнаваемость компании среди партнеров и клиентов.

Чем занимается Делимобиль

«Делимобиль» основан в 2015 году, на сегодняшний день оказывает услуги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Тольятти, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Туле, Казани и Ростове-на-Дону. Аудитория проекта превышает 9 млн пользователей, автопарк — более 24,2 тыс. машин. На конец сентября 2023 года доля «Делимобиля» на рынке каршеринга в РФ – 40%, в Москве – 50%.

В планах компании на среднесрочную перспективу: увеличение автопарка на 10–15% и географическая экспансия в другие города РФ с населением более 500 тыс. человек.

При этом Делимобиль контролирует часть издержек благодаря собственному сервису автомашин и ТО. Сейчас компания работает в Москве, Санкт-Петербурге и еще восьми крупнейших российских городах и агломерациях.

Явной сезонности в бизнесе Делимобиля нет, в отличие от проката электросамокатов. Риски могут быть связаны с дефицитом поставляемых автомобилей и запчастей, усилением конкуренции, платежеспособностью населения, технологическими вызовами. Среди прочих рисков можно отметить также регуляторные требования.

Делимобиль выходит на IPO: все плюсы и минусы. Стоит ли участвовать

Перспективы рынка каршеринга

Делимобиль — первый оператор каршеринговых услуг в РФ, который решил разместиться на бирже (забавно, что оператор кикшеринга — Whoosh — успел сделать это даже раньше). Давайте взглянем на перспективы этого типа бизнеса в целом.

📈Ожидается, что рынок каршеринга тоже будет расти в денежном выражении благодаря повышению выручки на минуту использования сервиса, что может обеспечить рост прибыли на 50% г/г в 2024 г. и на 30% в среднесрочной перспективе.

Значительный рост стоимости владения автомобилем вследствие девальвации рубля привел к снижению продаж новых легковых машин. Стоимость парковки в крупных городах, особенно в Москве, существенно удорожает дневную мобильность на собственном авто — пользователь каршеринга не несет эти расходы.

Делимобиль выходит на IPO: все плюсы и минусы. Стоит ли участвовать

Наконец, недавнее увеличение тарифов такси, превысившее инфляцию, добавляет экономическую мотивацию для пассажиров-пользователей каршеринга. В целом это запускает рост рынка, который оценивается в 235 млрд руб. к 2028 г.

🚀Крупнейший российский рынок — Московская агломерация с долей парка автомобилей каршеринга около 48% от общероссийского. Делимобиль планирует выходить в 3–5 новых городов ежегодно.

Крупные конкуренты Делимобиля: Яндекс.Драйв с долей 24% по автопарку и количеству поездок (данные 2022 г.), СитиДрайв с долей по 20% по автопарку и количеству поездок, BelkaCar с долей 9% по автопарку и 12% по количеству поездок.

Делимобиль выходит на IPO: все плюсы и минусы. Стоит ли участвовать
Источник: индустриальный отчет Б1

Финансовые результаты Делимобиля перед IPO

Данные по МСФО (что это такое?) за 9 месяцев 2023 г. указывают на рост всех основных фин. показателей: выручке, скорректированной EBITDA, чистой прибыли. Выручка в 9 месяцев 2023 г. выросла на 54% г/г, до 14,5 млрд руб., скорректированная EBITDA увеличилась в пять раз, до 4,5 млрд руб., а чистая прибыль вышла в положительную территорию.

🚀В целом, динамика выглядит очень хорошей: Делимобиль буквально прёт вперёд. Благодаря сдерживанию операционных расходов и ощутимому росту выручки, Делимобиль вышел на привлекательную траекторию прибыльности. Ключевой фактор для его бизнеса — это возможности по дальнейшему росту средней стоимости проезда (выручка за минуту).

Делимобиль выходит на IPO: все плюсы и минусы. Стоит ли участвовать
Финансовые результаты Делимобиля. Источник: БКС Экспресс

 

Основная статья в себестоимости — обслуживание и ремонт автомобилей. Наличие собственной системы ТО и обслуживания существенно улучшает контроль над этими расходами. Следующая крупнейшая статья расходов — топливо, включая услуги по заправке. Прочие крупные статьи: расходы на страхование, на парковку и оплату труда.

При росте выручки на 24% в I полугодии 2023 г. и с учетом увеличения автопарка компания смогла сдержать расходы на обслуживание и ремонт на неизменном уровне — около 2 млрд руб. При этом остальные денежные показатели себестоимости демонстрировали рост. Компания упоминает закупку запчастей в 2023 г. на 12% дешевле, чем в 2022 г. за счет прямого импорта из Китая и скидок от российских дистрибьютеров, но при этом на 20% дороже, чем в 2021 г.

Согласно прогнозу самого Делимобиля, целевой уровень роста выручки составляет более 30% ежегодно, при этом в 2024 г. компания закладывает рост выручки более 50%. В этом случае выручка 2023 г. может составить около 21 млрд руб., а в 2024 г. — чуть более 31 млрд руб.

Делимобиль выходит на IPO: все плюсы и минусы. Стоит ли участвовать
Источник: презентация компании

В принципе, прогнозы по росту выручки на 30% в год вполне достижимы, если будут реализованы планы по географической экспансии и расширению автопарка.

Сейчас бизнес Делимобиля сильно сфокусирован на Москве и Подмосковье: чуть менее 60% автопарка находится в Москве. В Туле и Ростове-на-Дону численность парка, по данным компании, составляет около 250 автомобилей. Открытие собственного СТО компания считает экономически целесообразным при парке более 500 автомобилей.

Эксперты БКС ожидают, что прибыль Делимобиля должна показать существенный рост в 2024-2025 гг. Так, чистая прибыль может достичь уровня 4,2 млрд руб. по итогам 2025 г. Рост в дальнейшем будет связан с темпами и динамикой выручки и соответствующих операционных издержек.

Делимобиль выходит на IPO: все плюсы и минусы. Стоит ли участвовать
Текущая и прогнозная прибыль Делимобиля. Источник: БКС Экспресс

Параметры будущего IPO

В начале декабря 2023 ПАО «Каршеринг Руссия» сообщало о планах дробления акций с коэффициентом 1 к 16. Уставный капитал должен был вырасти с 10 млн до 160 млн акций при снижении номинальной стоимости одной бумаги с 0,01 до 0,000625 руб. (привет акциям ВТБ!).

Тогда же компания заявила, что планирует провести допэмиссию в размере 48 млн акций. Цена бумаг будет установлена советом директоров компании не позднее начала их размещения по открытой подписке.

В IPO смогут принять участие российские квалифицированные и неквалифицированные инвесторы-физлица и российские институциональные инвесторы.

В качестве андеррайтеров размещения Делимобиль привлек Газпромбанк, БКС и «Синару». В проспекте, опубликованном 23 января утром, упоминаются и другие потенциальные организаторы: «Алор+», «Ренессанс Брокер», «Финам», Райффайзенбанк, ИФК «Солид» и др.

Free float (что это такое?) может составить до 10%. При этом устанавливается lock-up период в 180 дней, когда ни сама компания, ни контролирующие лица не смогут продать свои акции.

«Существующий единственный акционер компании, ООО „Делимобиль Холдинг“, не планирует продавать находящиеся в обращении акции и после IPO сохранит контроль для реализации стратегии роста», — говорится в сообщении «Делимобиля».

Привлеченные средства «будут направлены на дальнейшее развитие бизнеса, снижение долговой нагрузки и на общекорпоративные цели».

А что по дивидендам?

Компания планирует выплачивать дивиденды. Предварительные условия следующие: не реже одного раза в год в размере не менее 50% от чистой прибыли при показателе

Чистый долг / скорр. EBITDA <= 3x,

а при уровне >3х — на усмотрение Совета директоров.

Уже в 2024 г. планируется достижение показателя Чистый долг / скорр. EBITDA около 2,7х, что по идее должно открыть окно для выплаты дивидендов. 

 Делимобиль выходит на IPO: все плюсы и минусы. Стоит ли участвовать 

Резюме

Пройдемся по основным тезисам моего разбора и выделим самое основное.

Плюсы:

● Делимобиль управляет крупным автопарком: 24,2 тыс. машин.

● Компания наращивает прибыль: в 2023 г. ожидается около 1,8 млрд руб.

● Выручка в 2023 г. может составить порядка 21 млрд руб. (+37% г/г).

● Рост прибыли за счет увеличения проданных минут и выручки на минуту.

● Дивидендная политика — не менее 50% от чистой прибыли при показателе Чистый долг / скорр. EBITDA <= 3x.

Риски:

● Усиление конкуренции

● Дефицит и рост стоимости автомобилей и запчастей

● Ухудшение платежеспособности и мобильности населения (в случае, например, какой-нибудь новой пaндeмии или 2-й волны сами-знаете-чего, но тогда не поздоровится вообще всему рынку)

● Ужесточение регуляторных требований к рынку каршеринга.

💼Стоит ли участвовать? На этот вопрос каждый должен ответить себе сам. Но из оценки, которую я провел перед IPO, могу сказать, что это точно не самая худшая компания из потенциальных новичков на бирже. Её облигации, например, я с удовольствием покупал и держу уже не первый год.

👉Подписывайтесь на мой телеграм — там всегда качественная аналитика, новости и инвест-юмор.

📍Недавно я подробно разбирал компанию Яндекс, которая возвращается на Родину:
🔴 Яндекс: что сейчас происходит с акциями российского IT-гиганта

--------------------

✅Ещё больше интересного — в моем телеграм-канале
Мой блог в Дзене: Инвестор Сид
Профиль в Тинькофф Пульс: sid_the_sloth

2 Комментария
  • CyberWish
    24 января 2024, 10:06
    Ну если с машинами такие дамы идут в комплекте, то тема очень перспективная 

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн