Андрей Колесников
Андрей Колесников личный блог
21 января 2024, 10:22

Как Иран живет в изоляции и под санкциями более 40 лет. И какие выводы из его опыта для России


 Как Иран живет в изоляции и под санкциями более 40 лет. И какие выводы из его опыта для России

С начала СВО на Россию один за другим были наложены 12 пакетов санкций. Закономерно, что самый частый вопрос, который задают экономистам вот уже почти два года – про прогноз.

Как будут действовать санкции на российскую экономику? И самый частый ответ – «Мы не знаем». Таких масштабных ограничений на такую большую страну никогда не налагали. Сегодня часть последствий для экономики России стала очевидна.

И всё же просчитать долгосрочные эффекты от санкций пока сложно, но можно получить некоторое представление, вспомнив историю Ирана, страны, которая под санкциями уже более сорока лет, и посмотрев, как её экономика адаптировались к ограничениям.

Иран – страна с огромным потенциалом, с образованным населением и занимает третье метро в мире по запасам нефти, почти 10% всей нефти на планете, владеет 15% всех мировых запасов газа, имеет выход к Каспийскому морю и к Индийскому океану через Персидский залив. В общем, у Ирана были все шансы быть богатой процветающей страной, но геополитические амбиции и вражда с демократическими странами подвели Иран под санкции и обеспечили его экономике постоянные проблемы.

Вообще за последние десятилетия инфляция в Иране в лучшие годы была просто высокой, около 10%, а в плохие годы подходила к 50% в год. В стране ходят купюры номиналом от 100 до 2 000 000 риалов.

Миллион риалов по официальному курсу стоит чуть меньше 24 долларов, а по рыночному вообще 2 доллара. Особенную проблему составляет то, что рост цен сопровождается стагнацией экономики. Такой процесс экономисты называют стагфляцией. И в самом деле, ВВП Ирана в расчёте на душу населения падает.

За 8 лет с 12 по 20 год он упал почти втрое, с почти 8000 долларов до 2300 долларов. Среднегодовой рост ВВП за эти годы – чуть больше половины процента. Если бы не ослабление санкций в середине десятых – его бы вообще не было. Был бы отрицательный рост на процент или около того каждый год.

Это не значит, что в Иране невозможно жить или что его экономика когда-нибудь остановится. Стране удалось сохранить рыночную экономику и худо-бедно приспособиться. Это всего лишь значит, что страна развивается хуже и граждане живут значительно беднее, чем могли бы.

Например, у Ирана своя автомобильная отрасль, и в ближайшее время даже планируются поставки в Россию иранских автомобилей. Первый в продажу поступит кросс-хэтчбек «Сайпа квик» по цене около полутора миллионов рублей. Машина как машина, просто технологически это «Форд фестива» образца 1986 года, устаревший на десятки лет раньше, чем сошёл с конвейера. В других отраслях примерно то же самое: старые технологии, копии известных брендов и минимум развития.

Разумеется, в Иране не работают Виза и Мастеркард, а внутренние карты Ирана не принимают нигде в мире. При финансовых бизнес-операциях деньги проходят через несколько стран-посредников.

Вместо «Свифт» часто используют средневековую систему расчётов «Кавало», которая основывается на личных связях, а ещё никак не контролируется государством.

Внутри страны и для расчётов с Китаем, Индией и Ближним Востоком иранские банки используют внутреннюю систему «Сепам», а иногда случается и так, что миллиардные сделки закрываются наличными.

Отдельная история – иранский интернет. Уже много лет в Иране заблокированы привычные всем нам сервисы: Youtube, Фейсбук, Букинг, но взамен работают «Аппарат», «Клуб» и «Кафе базар». Граждане массово пользуются VPN и приспосабливаются. А вот инстаграм внезапно не запрещён и пользуется огромной популярностью.

Недавно Всемирный банк опубликовал результаты исследования уровня бедности в Иране. По состоянию на 20 год за чертой бедности жили 28% граждан, ещё 40% приближались к тому, чтобы пересечь эту черту. Больше 10 миллионов граждан работают без официального трудоустройства, и в этом случае их заработок может составлять всего 40 долларов в месяц по официальному курсу.

В 2018 году после возобновления санкций в стране начался кризис поставки медикаментов, сами по себе санкции не препятствовали закупке лекарств, но финансовая система не смогла справиться с платежами. Речь не только о банальных средствах для лечения простуды, хотя их нехватка тоже совершенно ненормальна, недоступными стали даже лекарства от эпилепсии или препараты для химиотерапии. Вместе всё это приводит к тому, что граждане уезжают из страны.

Иран – один из мировых лидеров по утечке мозгов. Это настолько динамичный процесс, что число людей с высшим образованием снижается на целые проценты, потому что из автократичных и, тем более, тоталитарных государств с неустойчивыми экономиками всегда уезжают те, кто не согласен подстраиваться под режим. По странному совпадению, среди них часто оказываются самые образованные, предприимчивые и ценные для экономики граждане.

Конечно, санкции – не единственная причина кризисного положения Ирана в последние годы. В иранском обществе всё больше противоречий, и они всё чаще приводят к протестам.

В 2022 и 2023 годах стал очевидным раскол между поколениями. В Иране очень много молодёжи, и она совсем не так консервативна, как элиты, которые держат власть. Молодые люди давно живут в глобальном мире, а не вписываются в предложенную им реальность, копирующую Средневековье. У них другие идеалы и другие кумиры.

Пожилые руководители Ирана не идут ни на какие компромиссы, им хочется остановить время, чтобы всё было как в их революционной молодости – и по шариату, конечно. Они до сих пор называют своё правительство революционным и считают, что их цель – не только возврат к традициям, но и социальная справедливость, нарушенная при шахе.

Между тем, в обществе копится разочарование. 45 лет Исламская революция дала гражданам надежду, что новое правительство будет более справедливым, покончит с бедностью, уменьшит проблемы социального неравенства.

Сейчас уже понятно, что теократический режим не решил даже старых проблем, а во всех трудностях по-прежнему винит американцев. Режим пускает на ветер огромные ресурсы, которые могли бы служить обществу, ради удовлетворения политических амбиций и провоцирует санкции, волну за волной. Пока это будет продолжаться, экономическое благополучие для Ирана так и останется недостижимым.

Какие выводы можно сделать из всей этой истории для нас?

Продолжение статьи - здесь.

P. S. Подпишитесь на канал «Куда идем?

Дзен платит только за просмотры от подписчиков :-(

Подписавшись Вы помогаете делать более качественный контент на канале. :-)

227 Комментариев
  • Хиппарь одиночка
    21 января 2024, 10:39
    Какие санкции на самом деле, даже кока колу производят.
  • Stanis
    21 января 2024, 10:48
    Вывод простой — ничего оптимистичного нас не ждет.
    Если наверху не имеют ясного видения будущего и страна постепенно, медленно, но продолжает деградировать.
    Без обсуждения запретных тем не будет никакого прогресса.
    А причины — во второй части статьи.
    Прочитайте окончание статьи — отрезвляет.
  • Алёша Попович
    21 января 2024, 10:54
    """ Это не значит, что в Иране невозможно жить или что его экономика когда-нибудь остановится. Стране удалось сохранить рыночную экономику и худо-бедно приспособиться. Это всего лишь значит, что страна развивается хуже и граждане живут значительно беднее, чем могли бы. """ В США люди тоже могли бы жить лучше если бы не амбиции политиков лоббистов не воевали по всему миру. Ведь сотни миллиардов тратятся на оружие.
  • Сергей С
    21 января 2024, 10:55
    Санкции нам только на пользу, так сказал один «умный» человек

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн