Объявление может звучать следующим образом: Страна, не имеющая выхода к морю, ищет участок морского побережья; оплата аренды или покупки является предметом переговоров, но о наличных не может быть и речи; мотивированный покупатель готов подсластить любой контракт некоторой халявой.
Сделки с суверенной недвижимостью могут показаться древней историей, но они по—прежнему существуют. Даже в 2024 году территория страны может быть товаром, который можно продать или арендовать по правильной цене. Эта практика может звучать как грабеж, но это лучшая альтернатива военному принуждению.
1 января Эфиопия, самая густонаселенная страна в мире, не имеющая выхода к морю, подписала предварительное соглашение об аренде 20-километрового (12-мильного) участка побережья у своего соседа на полвека. Ожидаются дальнейшие переговоры, в том числе по цене и условиям оплаты, и окончательное соглашение может быть заключено уже в этом году.
В чем проблема? Ну, их много. Для начала,
продавцом является отколовшееся государство под названием Сомалиленд, которому не хватает международного авторитета. Признанный ООН владелец земли — Сомали - говорит, что сделка незаконна. И тут возникает вопрос денег:
Эфиопия, втянутая в тлеющую гражданскую войну,
является бедной страной, которая объявила дефолт по своему международному суверенному долгу на Рождество;
вместо наличных она предлагает часть своей государственной авиакомпании.
Эфиопия также предлагает дипломатическую халяву: она признает Сомалиленд в качестве независимого государства, что еще больше
обострит напряженность на Африканском Роге. В регионе уже происходит несколько вооруженных конфликтов, а также растет пиратство в Красном море и Аденском заливе, в том числе через Йемен.
Пока только Тайвань признает Сомалиленд как нацию, несмотря на то, что африканский регион провозгласил свою независимость в 1991 году.
Последний эксперимент Африки по созданию независимого государства (Южный Судан, в 2011 году) сработал не так, как планировалось, и страна снова погрузилась в гражданский конфликт.
Разделение Сомали на две части (или даже на три, поскольку другой отколовшийся регион Сомали под названием Пунтленд может последовать его примеру)
может привести к созданию новых несостоявшихся государств в регионе, который контролирует устье Красного моря. Таким образом,
сделка между Эфиопией и Сомалилендом — это больше, чем историческая диковинка; она
может усугубить трудности в решающем пункте для мировой торговли.
Тем временем Саудовская Аравия и Египет ведут переговоры о судьбе двух островов в Красном море. В 2017 году Эр-Рияд и Каир договорились, что острова Тиран и Санафир, расположенные в северной части Красного моря, будут принадлежать Саудовской Аравии. Незадолго до подписания сделки в 2017 году Саудовская Аравия согласилась предоставить Каиру финансовую и нефтяную помощь на сумму более 20 миллиардов долларов, что побудило многих усмотреть взаимосвязь между двумя соглашениями. С тех пор президент Египта Абдель Фаттах Ас-Сиси, находясь под экономическим давлением внутри страны, добивается дополнительных финансовых стимулов.
www.bloomberg.com/opinion/articles/2024-01-03/ethiopia-somaliland-deal-cranks-up-tension-in-the-red-sea