Все-таки продолжу тему про ракеты. И китайцев. Так как решил немного исследовать этот вопрос ранее, то надо завершить начатое.
Уже много в мировой периодике писалось о том, что китайцы – народ хороший и трудолюбивый. И, если очень тщательно копнуть вглубь истории, изобретали из глобального не так уж и много – ни порох, ни бумагу, ни даже иероглифы изобрели, насколько мы знаем, не они. Много военных технологий им достается от европейцев, американцев и русских, от последних – в большей степени, потому что американцы и европейцы никогда не передавали им, например, атомную бомбу и баллистическую ракету.
А вот СССР и Россия всем этим делились, но только под строгим собственным контролем, ну, чтобы восточные друзья не вздумали копировать и перепродавать суррогаты. Кстати, в «копикэте», то есть копировании — они настоящие ассы и достойны восхищения.
Это не значит, конечно, что китайцев надо считать вообще уже какими-то безрукими. Руки у них есть, причем огромное количество. Австралийские аборигены сподобились изобрести бумеранг, индусы – цифры, а индейцы – яд кураре. Но все они вместе взятые так и не научились производить надежные ракетные двигатели и космические корабли. Китайцев это тоже касается, особенно в свете «изобретательской» шумихи, развернувшейся вокруг них в последние годы.
В общем, не будем рассматривать изобретений, которых китайцы не изобретали никогда, вопреки энциклопедическому мнению. Абсолютно все китайские военные самолеты летают на купленных за рубежом авиационных двигателях, потому что китайцы не могут их толком скопировать. Видимо слишком много звездочек «Доработать напильником». Шутка. В основном авиадвигатели закупаются в России, кое-что – в Европе, а вот Америка им практически ничего не продает.
Истребитель Chengdu J-20 «Черный орел»В качестве примера можно взять новейший китайский истребитель Chengdu J-20 «Черный орел», который относится к пятому поколению. Ну, поколение это пятое только относительно российских самолетов, так как этот истребитель – некоторая переделка старого советского истребителя МиГ-35. Но переделке подвергся только планер, а вот двигателей к нему китайцы разработать так и не умудрились, потому на «Черном орле» они установили также советские реактивные двигатели АЛ-31ФН (с форсированным нагнетателем), которых закупили еще в 90-х годах аж целых 400 штук на сумму в полмиллиарда долларов.
Но это только один пример из множества. Так, Китаем осуществляются массовые закупки в России двигателей Д-30 и другие версии АЛ-31 для своих дальних бомбардировщиков и транспортных самолетов. Один из последних контрактов на эти двигатели состоялся в 2017 году и оценивался в 1 миллиард долларов. Цена каждого такого мотора 5-6 миллионов долларов в зависимости от комплектации. Кстати, бомберы и другие самолеты, на которые ставятся эти двигатели – тоже советского типа – потомки известных советских Ту-16 и Ил-76. Ну не хотят китайцы изобретать собственные самолеты, хотя уже давно пора бы.
Истребитель Chengdu J-20 «Черный орел» в показательном полетеНо нельзя, конечно, сказать, что китайцы не производят своих собственных двигателей. Производят, конечно. Но все эти двигатели ненадежные и недолговечные, и используются только на третьих-четвертых линиях, где низкий параметр надежности не критичен. (Либо нас дезинформируют, что тоже не стоит сбрасывать со счетов).
А вот в ракетостроении Китай даже и не пытается что-то сделать свое. Все космические корабли, которые китайцы запускают в космос, оснащаются российскими двигателями РД-170, к которым доступ самим китайцам запрещен, то есть их прямо в ракетах настраивают и обслуживают только российские специалисты. К слову сказать, мы продаем эти двигатели и американцам, но только повышенной мощности (РД-180) и на тех же условиях, что и китайцам. Ну, с американцами все понятно – ракетные двигатели свои они делать умеют, но им выгоднее по финансам использовать именно российские. А вот китайцы предлагают любые деньги за русскую технологию, но русские на это не идут.
Но дело не в этом, в конце концов. А дело в том, что китайцы, обладающие громаднейшими средствами, за многие десятилетия сотрудничества с СССР в космической отрасли даже скопировать ничего не смогли, не говоря уже о том, чтобы придумать что-то своё. И если бы украинцы в 90-х не продали китайцам свой немного недостроенный авианосец, доставшийся им от СССР, то у Китая не было бы даже современного флота.
В общем, заканчиваю свою тираду о китайцах-изобретателях, следует повторить снова и снова – нельзя, чтобы кто-то думал, что к китайцам следует относиться пренебрежительно. Наоборот, надо к ним относиться хорошо за множество других прекрасных и уникальных вещей, которые можно достать только в Китае. Но факт остается фактом – если бы не СССР и Россия, то не было бы у китайцев ни своей армии с авиацией и флотом, не было бы и космических ракет с луноходами, не было бы и вообще традиций промышленного развития, которые появились благодаря кумиру китайского лидера Мао Цзедуна – Иосифу Виссарионовичу Сталину.
А вы что думаете о Китае? Может, они так ловко нас тут всех дезинформируют? Есть информация, что они во всю осваивают управление вертолетами на наших базах, может, все-таки, нет дыма без пороха огня?
Леонид, 100 %
Сарказм, если, что.
Что касается авиадвигателей для истребителей и ракет, то надо признать, что Китай в кратчайшие сроки смог вырастить свои научно-инженерные кадры и школы, которые смогли от слепого копирования перейти к созданию своих уникальных разработок, которые уже недоступны никому в мире.
Что же касается ресурса двигателей для истребителей, то СВО на практике подтвердила расчёты РЭНД ЦРУ США начала двухтысячных годов, согласно которым истребитель с экипажем на фронте живёт в среднем месяц, а бронетехника — неделю. Поэтому особый ресурс им не нужен. Это всё — такие же расходные материалы войны, как людские ресурсы.
Вопрос лишь в том, когда и как Китай полностью заберёт Сибирь под свой тотальный контроль, что обернётся полнейшей катастрофой уровня жизни в масквабаде и питерстане.
Впрочем, вполне вероятно, что нас прежде этого стравят с нашим «первейшим союзником», как уже стравили две ветви одного народа в кровавой междоусобице.
Как и понимать что все это затеянно ради наших земель и ресурсов. Как говорится дружба дружбой а табачок в рознь.
Вся независимость России основанна на Сталине. Его политике. Захвате технологий и ученых. И создании внутренних институтов. И в общем у меня ощущение что все что было создано это инопланетные технологии.
Например Американцы не могут востановить движок из старых технологий.
Вечерочек в дом. Пост больше хайповы, комменты ,- просто Bob's Chocolate Flake! А как это прикрутить к «мы делаем деньги на бирже»? каким инструментом играть?
Можем ли мы купить производителей РД, или продать трежерис до 2030 года? И причем здесь 2030,- дата построения антихусейновской коалици?
Такие, рассуждения лишние на этом ресурсе, если это только не оценка влияния методологии формирования взглядов.
— многоразовая ракета iSpace Hyperbola2 практически такая же как Falcon от Маска, уже почти готова летает на метане, будет выводить до 2т на орбиту, к 2025 году готовят следующую Hyperbola-3 будет выводить до 8.5т на орбиту. Вот же тупыыые, могли бы просто больше двигателей у нас покупать.
— 15декабря на орбиту был отправлен в ТРЕТИЙ раз китайский космический беспилотный самолет, этот многоразовый самолет может садиться взлетно-посадочную полосу. По размерам китайские самолет, похож на американский космический самолет X-37B. И американцы и китайцы используют свои космические самолеты для военных и научных целей. Вотьь тупыые нет бы купить что нибудь у нас.
— Еще у китайцев есть СВОЯ МКС «Тяньгун»
За счёт долгосрочного планирования и межотраслевой координации. Вот «секрет» успеха НИОКР.
PS И уж конечно не гос.поддержкой малого бизнеса.
Ну можно же, например, посмотреть на торговый баланс Россия-Китай и посмотреть сколько там высокотехнологичного в нашем экспорте, а сколько сырьевого.
А уж экстраполировать конкретные двигатели на все китайские НИОКРЫ — это вообще ужас. Давайте москвич свеженький возьмем вместо движков и те же рассуждения повторим...