Почти все ожидали глобальной рецессии в 2023 году, поскольку центральные банки боролись с высокой инфляцией. Они были не правы. Мировой ВВП, вероятно, вырос на 3%. Рынки труда устояли. Инфляция идет на спад. Фондовые рынки выросли на 20%.
Но за этой совокупной производительностью скрываются большие различия. The Economist собрал данные по пяти экономическим и финансовым показателям — инфляции, «ширине инфляции», ВВП, занятости и показателям фондового рынка — для 35 преимущественно богатых стран.
Их ранжировали в соответствии с тем, насколько хорошо они справились с этими показателями, и вывели общий балл для каждого из них.
В таблице ниже показаны рейтинги и некоторые неожиданные результаты.
На вершине чартов второй год подряд находится Греция – замечательный результат для экономики, которая до недавнего времени была синонимом плохого управления. Помимо Южной Кореи, многие другие выдающиеся исполнители находятся в Америке. США занимают третье место. Канада и Чили не отстают. Между тем, множество лентяев находится в Северной Европе, включая Великобританию, Германию, Швецию и, замыкая шествие, Финляндию.
Борьба с ростом цен была большой проблемой в 2023 году. Наш первый показатель касается «базовой» инфляции, которая исключает волатильные компоненты, такие как энергоносители и продукты питания, и поэтому является хорошим индикатором базового инфляционного давления. Япония и Южная Корея держат цены под контролем. В Швейцарии базовые цены выросли всего на 1,3% в годовом исчислении. Однако в других странах Европы многие страны по-прежнему сталкиваются с серьезным давлением. В Венгрии базовая инфляция составляет около 11% в годовом исчислении. Финляндия также испытывает трудности.
В большинстве стран инфляция становится менее укоренившейся — если судить по «широте инфляции», которая рассчитывает долю товаров в потребительской корзине, где цены растут более чем на 2% в годовом исчислении. Центральные банки в таких странах, как Чили и Южная Корея, агрессивно повысили процентные ставки в 2022 году, раньше, чем многие другие страны богатого мира, и теперь, похоже, пожинают плоды. В Южной Корее уровень инфляции упал с 73% до 60%. Центральные банки в Америке и Канаде, где масштаб инфляции снизился еще более резко, также могут получить кредит.
Следующие два показателя – рост занятости и ВВП – намекают на то, в какой степени экономика приносит пользу обычным людям. Нигде в 2023 году дела не шли особенно хорошо. Однако лишь в небольшом меньшинстве стран наблюдалось снижение ВВП. Ирландия показала худшие результаты с падением на 4,1% (отнеситесь к этому с долей скептицизма: существуют большие проблемы с измерением ирландского ВВП). Великобритания и Германия также показали плохие результаты. Германия борется с последствиями шока цен на энергоносители и растущей конкуренции со стороны импортных китайских автомобилей. Великобритания все еще сталкивается с последствиями Брексита.
Америка преуспела как по ВВП, так и по занятости. Она выиграла от рекордно высокого уровня производства энергии, а также от последствий щедрого бюджетного стимулирования, реализованного в 2020 и 2021 годах. Крупнейшая экономика мира, возможно, подтянула другие страны. Занятость в Канаде резко выросла. Несмотря на войну с Хамасом, Израиль, который считает Америку своим крупнейшим торговым партнером, занимает четвертое место в общем рейтинге.
Вы можете подумать, что американский фондовый рынок, наполненный фирмами, готовыми извлечь выгоду из революции в области искусственного интеллекта, преуспел бы. На самом деле, с поправкой на инфляцию, это средние показатели. Австралийский фондовый рынок, заполненный сырьевыми компаниями, пережившими спад после высоких цен в 2022 году, показал худшие результаты. Цены на акции в Финляндии резко упали. Японские фирмы, напротив, переживают своего рода ренессанс. Фондовый рынок страны демонстрирует один из лучших показателей в этом году, поднявшись в реальном выражении почти на 20%.
Но чтобы получить блестящие доходы от акций, посмотрите на тысячи миль на запад – в Грецию. Там реальная стоимость фондового рынка выросла более чем на 40%. Инвесторы по-новому взглянули на греческие компании, поскольку правительство проводит серию рыночных реформ. Хотя страна все еще намного беднее, чем была до ее всемогущего краха в начале 2010-х годов, в недавнем заявлении МВФ, который когда-то был врагом Греции, похвалил «цифровую трансформацию экономики» и «растущую рыночную конкуренцию».
P. S. Подпишитесь на канал «Куда идем? — будьте в курсе главного, что определяет нашу жизнь: политика, экономика, технологии. Подписывайтесь еще и на мой Телеграмм