Риск никогда не станет чем-то простым и ясным — его трудно определить и невозможно исключить, поэтому зачастую он приводит к непредсказуемым последствиям.
Стоит нам только почувствовать себя в безопасности, как наша бдительность сразу же ослабевает, что в конечном итоге увеличивает риск во многих сферах нашей деятельности.
Так в 2020 году из-за карантина дороги были менее загружены, чем обычно, однако смертность в результате ДТП резко выросла — в тех же США она достигла 13-летнего максимума, подскочив по сравнению с 2019 годом на целых 7%. Как такое могло произойти?
Дело в том, что из-за «пустоты» на дорогах американцы стали больше рисковать — они превышали скорость, не пристегивались и чаще садились за руль в нетрезвом виде. Дороги стали «безопаснее», но люди восприняли эту безопасность как призыв к еще большему риску.
Примерно то же самое произошло и после терактов 11 сентября 2001 года — американцы боялись стать жертвами террористов и пересели на автомобили, после чего тысячи из них погибли в дорожных авариях.
Так уж мы устроены — в зависимости от обстоятельств наше восприятие риска меняется, поэтому нам очень сложно оценить его объективный уровень. И ярче всего это проявляется в мире финансов — например, один из руководителей Morgan Stanley Майкл Мобуссин однажды рассказал следующую историю:
«У моего отдела была конференция с психологом Даниэлем Канеманом, в ходе которой он сказал, что большинство новых продуктов терпят неудачу и мы обязательно должны это учитывать.
Наш главный специалист по инвестициям ответил ему: «Профессор, при всем уважении, если бы мы действительно верили в то, что вы сейчас нам сказали, то мы бы не запустили ни одного своего нового продукта».
Риски рисками, но без оптимизма в нашем деле нельзя — именно поэтому мы думаем, что мы немного лучше, чем есть на самом деле. Это дает нам мотивацию каждое утро вставать с постели».
Если бы каждый предприниматель рассматривал неудачу в качестве своего базового сценария, то мы бы сейчас жили без многих инновационных продуктов. Природа риска такова, что мы не можем его точно определить, пока не попробуем воплотить свои планы в жизнь.
Так как же нам жить в мире, полном неопределенности и риска? Бен Карлсон дает по этому поводу следующие советы:
Поймите, что неприятности неизбежны. Вот что сказано об этом в книге «Обычные несчастные случаи»:
«По мере того, как системы увеличиваются в размерах, они сталкиваются со все более неожиданными взаимодействиями — это ведет к неизбежным системным авариям».
Такие «обычные несчастные случаи» происходят на фондовом рынке постоянно — если ваш инвестиционный путь составляет несколько десятилетий, то он будет усеян рецессиями, коррекциями, медвежьими рынками, обвалами и геополитическими потрясениями.
Это не означает, что нужно продать все свои акции и свернуть с этого пути — вам нужно иметь план, который будет учитывать все эти события.
Вы не можете предсказать, но вы можете подготовиться. Когда Уилбер и Орвилл Райт испытывали свой первый самолет, они взяли с собой полный набор инструментов и множество запасных частей — братья понимали, что у них возникнут проблемы, но не знали с чем именно.
Планирование на случай непредвиденных обстоятельств является основным элементом управления рисками, потому что жизнь никогда не идет по вашему изначальному плану.
Учитесь жить с неопределенностью. Все должно сводиться к контролю над тем, что вы можете контролировать, и к пониманию того, что некоторые вещи находятся вне вашей компетенции. Каждое ваше решение — это выбор маршрута с наибольшими шансами на успех.
*****
Еще больше историй о финансах и рынке вы найдете на канале Финансовый Механизм